Советская актриса театра и кино. Герой Социалистического Труда. Народная артистка СССР. Лауреат четырёх Сталинских премий. Кавалер двух орденов Ленина. Среди коллег была известна как «хозяйка Театра имени Моссовета».
Биография
Вера Марецкая родилась 31 июля 1906 года в деревне Барвиха (ныне - Одинцовский район Московской области).
Отец - Петр Григорьевич Марецкий.
Братья - Дмитрий и Григорий.
Сестра - Татьяна. Ее братья были журналистами, были расстреляны в 1930-е годы как последователи Бухарина. Сестру Татьяну исключили из партии и она несколько лет провела в тюрьме, затем получилапоражение в правах - ей нельзя было проживать в Москве.
Стать артисткой Вера захотела благодаря отцу. Тот арендовал буфет в цирке Никитиных, а после революции остался там работать на должности продавца. Все дети постоянно помогали отцу. Особенно нравилось бывать в цирке Вере. Работать приходилось в основном в антракте, а все остальное время можно было стоять за кулисами и смотреть представление. Вера закрывала глаза и видела себя то бесстрашной наездницей, то грациозной воздушной гимнасткой. Однако ее юношеским мечтам воспротивились родители и по их настоянию после школы Вера поступила на философский факультет Московского университета.
Тем не менее, тяга к искусству в итоге взяла верх: тайком от отца она подала документы сразу в три театральных студии. Прошла в две и выбрала школу-студию при театре имени Вахтангова, поскольку Е.Б. Вахтангов был учеником К.С. Станиславского. А Московский университет бросила.
Театр
В 1924 году окончила Школу-студию при театре имени Евгения Вахтангова.
В 1924-1940 годах - актриса Театра-студии (затем - Театра) под руководством Юрия Завадского в Москве и Ростове-на-Дону.
В 1924-м году Юрий Завадский, актер театра Вахтангова, основал собственную театральную студию. Вера Марецкая, в этом же году окончив театральную студию, приняла приглашение Завадского стать актрисой его проекта. Актерская биография Веры Марецкой началась со сложных возрастных ролей. Юной лицедейке с легкостью удавалось изображать комедийных старух и степенных матрон, умудренных жизненным опытом.
Актрису начали узнавать, заядлые театралы стали приходить в театр «на Марецкую»
С 1940 года - ведущая актриса МАДТ имени Моссовета.
В 1942 году актрису наградили Сталинской премией за главную роль в спектакле «Надежда Дурова».
Кино
В кино впервые снялась в 1924 года, дебютировав в картине «Простые сердца».
В 1925 году сыграла свою первую главную роль - Катю в комедии «Закройщик из Торжка» режиссера Якова Протазанова. Эта картина, снятая по заказу Наркомфина, была задумана как реклама государственного выигрышного займа. Незамысловатый сюжет о том, как к скромному закройщику Пете Петелькину (Игорь Ильинский), квартиранту вдовы Ширинкиной, попала выигрышная облигация, не претендовал на какой-то особенный результат. Тем более что для Якова Протазанова, мастера психологической драмы, это вообще была первая попытка работы в комедийном жанре. Как оказалось, попытка весьма успешная. Получилась яркая сатирическая комедия, с веселой интригой, сочными типажами, выразительными зарисовками жизни провинциальных обывателей времен нэпа. Фильм очень понравился зрителю «Закройщик из Торжка». Критики хвалили Марецкую за найденный ею образ провинциальной простушки, за естественность ее игры.
Далее были интересные работы в лентах «Земля в плену» (проститутка), «Дон Диего и Пелагея» (баба в суде), «Живой труп» (дамочка), «Дом на Трубной» (Параша Питунова). В 1929-м сыграла главные роли в картинах «Сто двадцать тысяч в год» (Доленко) и «Простые сердца» (Настя).
Уже к концу 1920-х Марецкая стала одной из самых популярных киноактрис страны, её имя было известно и в других странах.
В картине «Любовь и ненависть», которая освещала события 1919 года, Вера Петровна сыграла энергичную и яркую шахтерку Веру, которая сподвигла женщин вступить в бой против белогвардейцев. В этом фильме детально рассмотрена тема становления женской силы воли и характера, которую Марецкой прекрасно удалось раскрыть. С тех пор этот мотив станет явно прослеживаться в ее киноработах.
В 1939 году исполнила главную роль в драме «Член правительства» режиссеров Иосифа Хейфица и Александра Зархи. Ее героиня - Александра Григорьевна Соколова, председатель колхоза, а затем депутат Верховного Совета СССР. По сюжету фильма бывшая батрачка Александра Соколова вступает в колхоз. Проходит время и ее избирают председателем. Многие сомневаются, что женщина может руководить хозяйством артели. Не верит в это и ее муж Ефим. Не уговорив Александру бросить пост председателя, он уходит из дома. Но колхоз процветает, Ефим возвращается и вскоре наступает самый счастливый день в жизни Александры: народ избирает ее депутатом Верховного Совета.
Несмотря на то, что реалии времени в буквальном смысле слова заставляли режиссеров снимать фильмы, пропитанные коммунистической пропагандой, актрисе удавалось «оживлять» своих героинь, искренне передавать чувства и образы обычных женщин той эпохи, с их скромными радостями и горестями.
Среди значимых работ - роль сельской учительницы Варвары Васильевны Мартыновой в военной драме «Сельская учительница» режиссера Марка Донского. В канун Первой мировой войны, окончив гимназию в Петербурге, Варя едет учить крестьянских детей. Появляется отбывающий в Сибири срок знакомый по Петербургу - большевик Мартынов. Варя выходит за него замуж, но вскоре его вновь арестовывают. После революции Мартынов погибнет на посту комиссара, ей же предстоят тяжелые испытания в борьбе с кулачеством. Завершается фильм окончанием Второй мировой войны.
Сама актриса будет потом вспоминать:
«Необычайно человечный и поэтический сценарий Марии Смирновой давал прекрасный материал для создания чистого, нежного, типичного для русской действительности образа женщины с ее готовностью к самопожертвованию, отказу от жизненных благ ради благородного, большого дела».Эта роль Веры Петровны также отмечена Сталинской премией.
Позже были главные роли в фильмах «Мать» (Ниловна), «Полюшко-поле» (Лизавета Ивановна Ураганова), «Среди добрых людей» (Михайлина Ивановна Ясинь - удочерила девочку, потерявшуюся во время войны).
Заметной стала работа в сатирической комедии Вениамина Дормана «Лёгкая жизнь», в которой она сыграла Василису Сергеевну Муромцеву. Ее героиня произносит ряд фраз, которые пошли в народ: "Труд превратил обезьяну в человека не для того, чтобы потом человек превратился в лошадь"; "Талантливый и холостой! Эти качества редко сочетаются в одном человеке"; "Я иногда понимаю даже больше, чем мне хотелось бы понимать"; "Много книг в доме теперь не модно"; "- В этом есть рациональное зерно! - У меня этих зёрен полные закрома!".
Помимо главных ролей, доставались Марецкой и эпизоды, однако и они запоминались зрителям яркой актерской игрой Веры Петровны - чего только стоит появление актрисы в комедийной картине «Свадьба».
В первой половине 1970-х несколько раз появилась на экране в фильмах-спектаклях. Образы, созданные Марецкой в кино, стали одними из самых интересных и значительных в истории советского кинематографа.
Вторая Сталинская премия была вручена Вере Петровне за роль Прасковьи Лукьяновой в кинокартине «Она защищает Родину».
Личная жизнь
Так сложилось, что личная жизнь Веры Марецкой оказалась неразрывно связана с ее работой.
Первый муж Веры Марецкой Юрий Завадский стал первым режиссером актрисы, ее постоянным учителем и поддержкой. Этот брак подарил Вере Марецкой сына Евгения.
От Марецкой Завадский в 1930 году ушел к балерине Галине Улановой, на которой позже женился в 1941 году.
Однако Вера Петровна до конца жизни продолжит общаться со своей первой любовью, видя в Завадском наставника и опору
Второй муж - Георгий Петрович Троицкий, актер, во время войны был командиром взвода, погиб на фронте 2 марта 1943 года. Это случилось, когда Вера Петровна снималась в фильме «Она защищает Родину». Фридрих Эмлер не сразу сказал Марецкой о трагедии, чтобы она смогла сыграть веселую сцену игры героини со своим сыном. В браке родилась дочь Мария. Дочь Мария Троицкая пошла по стопам матери, стала актрисой.
Третим мужем был молодой учёный. Супруг покончил жизнь самоубийством. Для дочери Марецкой это было сильным потрясением - она попала в неврологическую клинику.
Болезнь и смерть
В последние годы жизни актриса стала страдать от частых головных болей, однако не спешила обращаться к медикам. Чтобы отвлечься и не обращать внимания на постоянные головные боли, она работала с утра до ночи. Коллеги Марецкой по сути заставили ее пройти обследование. Диагноз оказался страшным: рак головного мозга. Вера Петровна стоически переносила сеансы химиотерапии, до последнего продолжая выходить на сцену. Последней ролью актрисы была роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж». Потом последовала вторая операция, после которой Марецкая ненадолго вернулась на сцену, но работать в полную силу уже не могла.
17 августа 1978 года Вера Петровна Марецкая скончалась. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Фильмография
1924 — Простые сердца — Настя
1925 — Его призыв — Варя
1925 — Закройщик из Торжка — Катя
1926 — Зелёный змий (короткометражный) — девушка
1927 — Дон Диего и Пелагея — баба в суде
1927 — Земля в плену — проститутка
1928 — Дом на Трубной — домработница Параня Питунова
1928 — Простые сердца — Настя
1928 — Живой труп («Законный брак») — дамочка
1929 — Два-Бульди-два — секретарь ревкома
1929 — Сто двадцать тысяч в год — Доленко
1930 — Мировое имя — молодая актриса
1930 — Стыдно сказать — Софочка
1933 — Чёрный барак — эпизод
1934 — Четыре визита Самюэля Вульфа — Ольга
1935 — Любовь и ненависть — шахтёрка Вера
1936 — Зори Парижа — матушка Пишо
1936 — Поколение победителей — Варвара Постникова
1936 — Родина зовёт — зрительница в ДК
1939 — Член правительства — Александра Соколова
1941 — Дело Артамоновых — Наталья Артамонова
1942 — Котовский — доктор Ольга
1943 — Она защищает Родину — Прасковья Ивановна Лукьянова
1944 — Свадьба — Анна Мартыновна Змеюкина
1947 — Сельская учительница («Воспитание чувств») — Варвара Васильевна Мартынова
1949 — У них есть Родина — мать Саши
1955 — Мать — Пелагея Ниловна Власова
1956 — Полюшко-поле — Елизавета Ураганова
1962 — Среди добрых людей — Михайлина Ивановна Ясинь
1964 — Лёгкая жизнь — Василиса Сергеевна
1969 — Ночной звонок — Варвара Антоновна
1972 — Золото, золото — сердце народное (фильм-спектакль) — женщина
1972 — Любимые страницы (фильм-спектакль)
1975 — Странная миссис Сэвидж (фильм-спектакль) — миссис Сэвидж
Звания и награды
Государственные награды:
Почётные звания:
Герой Социалистического Труда (1976)[8]
Заслуженная артистка РСФСР (1935)
Народная артистка РСФСР (1943)[8]
Народная артистка СССР (1949)[8]
Государственные премии:
Сталинская премия второй степени (1942) — за исполнение заглавной роли в спектакле «Надежда Дурова» А. С. Кочеткова и К. А. Липскерова[8]
Сталинская премия второй степени (1946) — за исполнение роли Прасковьи Ивановны Лукьяновой в фильме «Она защищает Родину» (1943)[8]
Сталинская премия первой степени (1948) — за роль Варвары Васильевны Мартыновой в фильме «Сельская учительница» (1947)[8]
Сталинская премия второй степени (1951) — за исполнение роли Капитолины Андреевны Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова[8]
Ордена и медали:
орден «Знак Почёта» (1940)[44][8]
Три ордена Трудового Красного Знамени (1944, 1947, 1960)[8]
Два ордена Ленина (1967, 1976)[8]
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
Медаль «За оборону Москвы»
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Медаль «Ветеран труда»
Почётные грамоты:
Почётная грамота Всемирного Совета Мира (1960)[45]
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев