МОЛЕНИЕ О ЧАШЕ.
Сад, в который вошел Иисус с Апостолами, был Его любимым местом уединения и отдохновения, куда Он часто уходил из Иерусалима. Евангелист Марк говорит, что этот сад был в селении, называемом Гефсимания (Мк. 14, 32); поэтому, от названия селения и самый сад назывался Гефсиманским. Войдя в сад, Иисус остановил Апостолов и сказал им:
посидите тут, пока Я пойду помолюсь там (Мф. 26, 36). Но не всех Он оставил тут: трех Апостолов, Петра, Иакова и Иоанна, которые видели славу Его Преображения, Он взял с Собой и пошел с ними в сад. Евангелист Лука повествует, что Иисус отошел от Апостолов на расстояние вержения камня (Лк. 22, 41), то есть на такое расстояние, на какое обыкновенно долетает брошенный камень. Говоря вообще довольно кратко о случившемся в Гефсиманском саду, Лука не поясняет — от оставленных ли при самом входе в сад Апостолов отошел Иисус на вержение камня, или от тех трех, которых взял с Собой; и не поясняет он этого потому, что вовсе не упоминает о взятии Иисусом с Собой трех Апостолов. А так как, по сказаниям Евангелистов Матфея и Марка (Мф. 26, 39; Мк. 14, 35), Иисус немного отошел от Петра, Иакова и Иоанна, то следует признать, что на вержение камня Иисус отошел с тремя Апостолами от остальных. К этому заключению приводит еще и то соображение, что начало Гефсиманской молитвы Иисуса должны были слышать Петр, Иаков и Иоанн, иначе мы ничего не знали бы о ней; слышать же эту молитву они могли в том только случае, когда Иисус отошел от них немного, то есть когда находился от них вблизи, на расстоянии же вержения камня нельзя было слышать Молившегося.
Итак, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, Иисус отошел от остальных Апостолов на расстояние вержения камня. Ужас, скорбь и страшная тоска стали терзать Его, и Он не скрывал Своих душевных мук от избранных из друзей Своих.
Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною, сказал Он; душа Моя скорбит смертельно (Мф. 26, 38).
Моление Иисуса об отвращении от него чаши страданий
Он отошел от них, пал на землю и молился; и они слышали, как Он начал молиться, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил:
Авва! Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня (Мк 14, 35-36).
О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42).
Продолжения этой молитвы Апостолы не слышали, так как от усталости сон стал одолевать их, и они заснули.
О будущих страданиях Своих и смерти Иисус много раз говорил Апостолам; Он считал их неизбежными, в них видел Свою славу, и даже высказывал желание, чтобы все это скорее свершилось. Предсмертные страдания Свои Он уподоблял той чаше, наполненной ядом, какую в те времена иногда подносили осужденным на смерть; крестную смерть Свою Он называл крещением.
Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? — спросил Он у сыновей Зеведеевых (Мк. 10, 38).
Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! — сказал Он при другом случае всем Апостолам (Лк. 12, 50).
Что же значит этот ужас, охвативший Иисуса при наступлении часа Его страданий? Что значат Его скорбь и смертельная тоска? Неужели Он поколебался в Своем решении умереть? Нет, Он не поколебался, так как, подчиняя Свою волю воле Отца, Он тут же говорит: «Впрочем, пусть будет не так, как Я хочу, а как Ты!»
А если Он безусловно подчиняется воле Отца и знает эту волю, то зачем же Он просит, чтобы миновала Его чаша страданий? Зачем содрогается от ужаса предсмертных мучений? Не лучше ли было Ему идти на смерть, как потом шли Его последователи, без страха и даже с радостью?
@ ПОРТАЛ ЕЛИЦЫ
____________________________________________________________
В приведенном толковании предпринимается попытка опровергнуть физический страх Христа перед крестными мучениями в час Гефсиманской молитвы. Предлагаю к рассмотрению следующее мнение.
Всякая живая плоть ужасается телесных мучений, т.к. инстинкт самосохранения вложен в ее природу. Можно ли утверждать, что Господь принял плоть человеческую не во всей ее природе, без инстинкта самосохранения? Вряд ли! Крестный путь Христа – самый значительный путь в его пришествии на землю. Именно на кресте он обожил принятую плоть, пронеся ее через мучительные страдания во всей полноте телесной, и сделав ее чашей спасения для человеков. Иначе, эти страдания были бы безсмысленны.
Можно предположить, что скорбь и ужас в предвкушении мучительных страданий усугублялись сознанием покинутости Его всеми ближними, и даже безмолствующим Отцем, а также ужасным диавольским искушением о безсмысленности предстоящих мучений. Но отрицать плотский страх перед мучениями, свойственный принятой Им человеческой природе было бы слишком смелым предположением. К тому же такое предположение умаляет чашу гефсиманских страданий Христа. Кровавый пот, выступавший на лице Христа как раз и свидетельствует о таком мучительном напряжении плоти, связанной с физическим страхом (ужасом, скорбью).
«Физические страдания Христа начались еще в Гефсимании. Из этих аспектов этих первоначальных страданий, я рассмотрю лишь ту, которая представляет из себя физиологическое значение: кровавый пот. Интересно, что только один Евангелист, врач Лука, упоминает это. Он пишет: «И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лук. 22, 44). Много раз предпринимались попытки опровергнуть реальность этой фразы и доказать, что этого быть не может. А ведь много времени можно было сохранить наведением справки в медицинском справочнике. И тогда бы легкомысленные критики убедились, что хотя весьма редко, но так называемое явление Гематидросиса, или кровавого потения, прекрасно описано и документировано, т.е. абсолютно доказано. От сильного эмоционального напряжения, самые маленькие кровеносные сосуды – капилляры потовых желез могут лопнуть и тогда кровь смешивается с потом. Обычно это явление вызывает сильную слабость и шоковое состояние… »
______________
@ Виктор Лавренюк
1.Моление о чаше. Фреска принадлежит кисти Котарбинского. Владимирский собор (Киев).
2. Старинная икона на дереве,
3. Икона современная.
4. Котарбинский. Моление о чаше.
5. Моление о чаше. Апостолы в Гефсиманском саду. Фреска. Ц-вь Богоматери Перивлепты в Охриде Византия. Македония. 1295 г.
6. Моление о Чаше. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев