ЮБИЛЕЙ ПИСАТЕЛЯ
4 декабря - 200 лет со дня рождения Алексея Николаевича Плещеева (1825-1893)
4 декабря - 200 лет со дня рождения Алексея Николаевича Плещеева (1825-1893), русского писателя, поэта, переводчика.
Алексей Николаевич Плещеев родился в Костроме 22 ноября 1825 в обедневшей дворянской семье, принадлежавшей древнему роду Плещеевых.
По желанию матери поступил в Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и переехал в Петербург, но утратив интерес к военной службе, Плещеев в 1843 году покинул школу гвардейских прапорщиков и поступил в Петербургский университет по разряду восточных языков.
С первых курсов поэт писал стихи, среди которых «Безотчетная грусть», «Дачи» и «Дездемоне». В начале 1844 года Плещеев послал свои произведения редактору журнала «Современник» Петру Плетневу. В том же году стихи Плещеева напечатали в «Современнике» под общим заголовком «Ночные думы». Там же поместили его переводы с немецкого.
Алексей Плещеев посещал литературные вечера, собрания философского кружка братьев Бекетовых, где познакомился с писателями Федором Достоевским, Иваном Гончаровым, Михаилом Салтыковым-Щедриным. Достоевский стал близким другом Плещеева. Он посвятил поэту свою раннюю повесть «Белые ночи».
Во второй половине 1840-х Плещеев увлекся социалистическими идеями. Вскоре поэт присоединился к кружку Михаила Буташевича-Петрашевского, в который, кроме него, входило еще 23 человека, в том числе Федор Достоевский. После этого Плещеев решил оставить университет.
Летом 1845 года Плещеева отчислили. Он сосредоточился на литературе. В 1846 году вышел первый сборник поэта. В него попали стихотворения «Вперёд! без страха и сомненья…» и «По чувствам братья мы с тобой», которые позднее стали революционными гимнами. Критик Николай Добролюбов писал: «В числе <…> стихотворений был этот смелый призыв, полный такой веры в себя, веры в людей, веры в лучшую будущность».
Стихотворения Плещеева стали популярными среди революционно настроенной молодежи. Их называли «марсельезой поколения 1840-х».
В эти же годы Алексей Плещеев начал писать рассказы, которые тоже выходили в журнале «Отечественные записки». Среди них — «Енотовая шуба. Рассказ не без морали», «Протекция. История бывалая», повесть «Шалость». В прозе писатель продолжал традиции Николая Гоголя. Он сатирически изображал чиновников и мещан, высмеивал обывателей.
Плещеев остался членом кружка петрашевцев. У него дома проходили встречи, на которых обсуждались работы философов-социалистов, в том числе запрещенные в России. За участие в деятельности кружка был арестован и приговорен к расстрелу вместе с другими петрашевцевцами, но смертную казнь отменили.
Плещеева приговорили к четырем годам каторги, а затем вновь изменили приговор. Его направили на службу рядовым в Уральск в Отдельный Оренбургский корпус. Следующие четыре года поэт почти не занимался литературой, не получал отпусков.
В 1850-х года Алексей Плещеев участвовал в туркестанских походах русской армии по завоеванию Средней Азии. После взятия крепости Ак-Мечеть в Кокандском ханстве Плещееву дали звание унтер-офицера, а затем — прапорщика. Вскоре поэт перешел на гражданскую службу. Он служил в Оренбургской пограничной комиссии, а затем — в канцелярии оренбургского губернатора.
В Оренбурге Плещеев женился. Его супругой стала дочь надзирателя Илецкого соляного прииска Еликонида Руднева. У Плещеева и Рудневой было трое детей. В браке поэт и его супруга прожили семь лет — до смерти Рудневой в 1864 году.
В конце 1850-х Алексей Плещеев снова стал заниматься литературой. Его стихотворения, рассказы и переводы тех лет печатали в журнале Михаила Каткова «Русский вестник». По рекомендации поэта Михаила Михайлова некоторые из них опубликовал Николай Некрасов в «Современнике». В 1858 году вышел второй отдельный сборник стихотворений Плещеева.
В 1859 году Алексею Плещееву разрешили «под строжайшим надзором» поселиться в Москве. Вскоре он стал сотрудником и пайщиком газеты «Московский вестник», в которой публиковал свои рассказы и стихи.
Из-за проблем с деньгами в 1864 году Алексей Плещеев поступил на государственную службу — стал ревизором Московской контрольной палаты. В следующие несколько лет поэт почти не занимался литературой.
В 1866 году Плещеев женился второй раз. Его супругой стала Екатерина Данилова. У них родилась дочь Любовь.
Через два года Некрасов предложил Плещееву стать секретарем журнала «Отечественные записки». Плещеев согласился и вскоре переехал в Петербург.
Алексей Плещеев также сотрудничал с редакцией журнала «Вестник Европы» и другими изданиями.
После смерти Николая Некрасова Алексей Плещеев был редактором поэтического отдела «Отечественных записок». Эта работа отнимала у писателя много времени, но он не оставил занятия литературой.
С переездом в столицу творческая деятельность Плещеева возобновилась и не прекращалась почти до самой его смерти. В 1870—1880-е годы поэт занимался преимущественно стихотворными переводами с немецкого, французского, английского и некоторых славянских языков. Как отмечали исследователи, именно здесь в наибольшей степени проявилось его поэтическое мастерство.
Плещеев переводил и художественную прозу; некоторые произведения («Чрево Парижа» Золя, «Красное и черное» Стендаля) впервые были изданы именно в его переводе. Поэт переводил также научные статьи и монографии.
В 1887 году вышло в свет полное собрание стихотворений Плещеева. Второе издание (1894 год), с некоторыми дополнениями было издано уже после смерти Плещеева его сыном. В последующие годы были изданы также «Повести и рассказы».
Плещеев активно интересовался театральной жизнью, был близко знаком с А. Н. Островским. В разное время он занимал должности старшины Артистического кружка и председателя Общества сценических деятелей, активно участвовал в деятельности Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, нередко сам выступал с чтениями.
Плещеев написал 13 оригинальных пьес. В основном это были небольшие по объёму и «занимательные» по сюжету лирико-сатирические комедии из провинциально-помещичьей жизни. Театральные постановки по его драматургическим произведениям — «Услуга» и «Нет худа без добра» (обе 1860 года), «Счастливая чета», «Командирша» (обе 1862), «Что часто бывает» и «Братья» (обе 1864), и др.) — шли в ведущих театрах страны. В эти же годы он переработал для русской сцены около тридцати комедий зарубежных драматургов.
Важное место в творчестве Плещеева последнего десятилетия его жизни занимала детская поэзия и литература. Успех имели его сборники «Подснежник» (1878) и «Дедушкины песни» (1891). Некоторые стихотворения стали хрестоматийными («Старик», «Бабушка и внучек»).
Стихотворения и детские песни Плещеева стали источником вдохновения и для Чайковского, который ценил их «задушевный лиризм и непосредственность, взволнованность и ясность мысли». Интерес Чайковского к поэзии Плещеева в значительной степени был обусловлен фактом их личного знакомства. Они встретились в конце 1860-х годов в Москве в Артистическом кружке и на всю жизнь сохранили добрые дружеские отношения. Четырнадцать песен Чайковского из цикла «Шестнадцать песен для детей» (1883) были созданы на стихи из сборника Плещеева «Подснежник».
После закрытия в 1884 году журнала «Отечественные записки» Плещеев служил редактором отдела беллетристики в журнале «Северный вестник». Из-за редакционных разногласий по поводу решения опубликовать повесть А. Чехова «Степь» часть коллег Плещеева покинули издание. Весной 1890 г. он также вышел из состава редакции «Северного вестника». Плещеев лишился своего основного заработка и оказался в тяжелом материальном положении. Его единственным доходом стали переводы и биографические очерки для небольших изданий.
Через несколько месяцев после закрытия «Северного вестника» Алексей Плещеев получил наследство от дальнего родственника. Некоторое время жил в Париже. Писатель учредил фонды имени Чернышевского и Белинского для выплаты стипендий малоимущим студентам, пожертвовал деньги для издания журнала «Русское богатство», оплатил зарубежные поездки своим друзьям.
В последние годы поэт серьезно болел. В 1893 году, уже тяжело больной, Плещеев в очередной раз отправился на лечение в Ниццу и по пути 26 сентября 1893 года скончался. Тело его было перевезено в Москву и погребено на территории Новодевичьего монастыря.