Евге́ний Серафи́мович Велти́стов (1934—1989) — советский детский писатель, фантаст, журналист и сценарист. Лауреат Государственной премии СССР (1982).
Детство и юность провел в Москве.Отец-был военным инженером.
Начало школьной поры пришлось на Великую Отечественную войну (1941-1945).
Во второй год великой войны он пришёл в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей ещё меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда его спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать всё. " Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твёрдое решение. Окончил факультет журналистики. Стал работать – в газетах, потом – редактором отдела в популярном журнале «Огонёк».
Велтистов был очень худой и высокий. И поэтому казался ещё длинней. В многоэтажном доме редакция занимала три этажа. И когда в праздничные дни вывешивали весёлую стенгазету, Велтистова изображали примерно так: голова на третьем этаже, туловище на втором, а бегущие ноги на первом.
Он был настоящим репортёром: неутомимо выхаживал новости. Находил интересных людей. Он нашёл, например, в одном арбатском переулке сочинительницу знаменитой песенки «В лесу родилась ёлочка», старушку Раису Кудашёву. И сумел ей помочь.
О значении фамилии Велтистов.
Слово "велтист" с древнерусского значит"великан",с греческого " наилучший".Писатель Велтистов своим творчеством полностью оправдал свою фамилию.
Литературное творчество:
Свои первые произведения писатель начинает публиковать еще в конце 1950-х годов. И уже в 1966 году Е. Велтистов стал членом Союза писателей СССР.
Велтистов был человек немногословный. Настырный. Копил впечатления. Обдумывал будущие книги.
Рукопись первой повести «Приключения на дне моря» принёс в издательство «Детская литература».(1960г).
Аннотация: По дну моря не обязательно путешествовать в батискафе, акваланге или в подводной лодке. По дну моря можно ходить в обыкновенных сандалиях, в скромных черных башмаках или в лыжных ботинках. Хотите совершить такое путешествие? Дайте, читатели, руку моим знакомым мальчишкам Пли, Непейводе и Молекуле - и в путь!
Жена писателя Баранова Марта Петровна, работала корректором в Управлении делами Совмина СССР, литературным сотрудником, заведующим отделом литературы и искусства и в отделе писем редакции газеты «Пионерская правда».
Написала в соавторстве с Евгением Серафимовичем несколько книг для детей: «Тяпа, Борька и ракета», «Излучать свет" ( 1962 г.)
ЦИКЛ КНИГ ОБ ЭЛЕКТРОНИКЕ:
Главный герой первой повести, мальчик по фамилии Сыроежкин, меняется с роботом Электроником местами. Электроник вместо Сыроежкина ходит в школу, делает уроки. И поначалу мальчику это нравится, но потом он понимает, что жизнь стала скучной и бессмысленной.
Всего в цикл входят пять книг: «Электроник - мальчик из чемодана» (1964) «Рэсси – неуловимый друг» (1970) «Победитель невозможного» (1975) «Приключение Электроника» (1986) «Новые приключения Электроник» (1988) Книги этой серии рассказывают о взаимовыручке и настоящей дружбе.
Повторяю, известность Велтистову, ведущему автору советской детской научной фантастики, принес этот цикл произведений о мальчике-роботе Электронике, копии школьника Сыроежкина — «Электроник — мальчик из чемодана. Повесть-фантазия» (1964), «Рэсси — неуловимый друг» (1970, 1971), «Победитель невозможного» (1975), «Новые приключения Электроника» (1984, переработка — 1988); по первым двум повестям снят популярный телефильм.
Доктор физико-математических наук, профессор Сергей Петрович Капица назвал Электроника «Буратино наших дней», а его историю — сказкой, спроецированной в электронный век.
Завязка сюжета построена на необычайном сходстве мальчика-робота и ученика 7 класса Сережи Сыроежкина. Фантастическая цепь приключений начинается с побега мальчика-робота от профессора Громова. Случайная встреча живого мальчика Сережи Сыроежкина и мальчика робота Электроника приводит к смешным и забавным приключениям героев.
Добрая, волшебная книга, написанная в удивительное время. В 60-е годы прошлого столетия одной из заглавных тем литературных диспутов был спор «физиков» и «лириков». «Физики» преувеличивали роль естественно научных дисциплин и недооценивали роль искусства и литературы.
В книге же удивительным образом переплелись и «физики», и «лирики». Учитель математики на уроке цитирует стихи Пушкина. Кибернетический мальчик Электроник мечтает стать человеком и научиться смеяться.
Евгений Серафимович не принижал роль науки, но не наука или научные открытия были главными в книгах Евгения Серафимовича, а люди.
Поэтому, несмотря на то, что достижения кибернетики тех лет смотрятся наивными, книгу хочется читать и перечитывать.
«Приключения Электроника» — советский детский музыкальный трёхсерийный телефильм 1979 года, режиссёра Константина Бромберга. Снят на Одесской киностудии, по мотивам фантастических повестей Евгения Велтистова «Электроник — мальчик из чемодана» (1964) и «Рэсси — неуловимый друг» (1971). Музыку к фильму написал композитор Евгений Крылатов.
Идея «мальчика из чемодана» пришла к Велтистову, когда он во время поездки к морю нёс тяжёлый чемодан: «Может, в чемодане кто-то есть? Может, там... электронный мальчик? Вот поставлю чемодан на полку, откину крышку. Мальчик откроет глаза, встанет и скажет: "Здравствуй! Меня зовут Электроник". Вошел в купе, щелкнул замками и ахнул. Оказывается, в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами».
Электроник появляется в лаборатории профессора Громова как робот-андроид нового поколения, имеющий внешний вид 12-летнего подростка. Сбегает из-за оплошности профессора, когда после приезда в гостиницу он подключает Электроника для подзарядки к сети 220 В вместо 127 В.
В фильме иначе - появляется как робот для шахматной игры в лаборатории профессора Громова, откуда сбегает, чтобы стать человеком.
История Электроника - история очеловечивания робота (в этом плане «Приключения Электроника» следуют за сюжетом «Пиноккио»). Болезненно осознавший невозможность стать человеком Электроник, тем не менее под влиянием общения с одноклассниками своего прототипа - Сергея Сыроежкина, приобретает человеческие черты. Профессор Громов, его создатель, после говорит им: «Вы заново создали Элека и сделали это лучше, чем я». При создании внешний вид брался с мальчика, изображённого на журнальной обложке, коим, по сюжету, оказался Сыроежкин.
Премьера фильма состоялась 23 марта 1980 года в кинозале одесского санатория «Казахстан», а 2 мая того же года фильм вышел в телеэфир. Стал одним из самых популярных детских художественных фильмов за всю историю советского кинематографа, приобретя характер культового.
Среди других произведений Велтистова, имеющих отношение к научной фантастике, — повесть о тупике, в который заводит сказочное «исполнение желаний», «Гум-Гам», 1970 (экранизирована в 1985);
"Обратите внимание: вышел срочный приказ свыше! Компьютерам приказано срочно компьютериться, каруселям — каруселиться, змеям — змеиться, теплоходам — теплоходиться. А детям — играться. Ответственный за исполнение — Гум-Гам. Уж он-то знает толк в играх! Главное условие — не задавать вопросов. Потому что там, где начинаются вопросы, заканчивается игра..."
Как вы думаете, что может означать слово Гум-Гам? Название ресторана быстрого питания? Стоматологическая фирма? Жевательная резинка? Нет! Все просто: это имя самого обычного мальчишки с другой планеты. Самого наиобычнейшего инопланетного мальчишки с синим лицом и в каске... то есть в скафандре. Неужели вы его никогда не видели? Не можете себе его даже представить? Видели, наверняка видели! Просто спутали с пожарным или милиционером. Или космонавтом.
Сборник повестей-сказок — «Миллион и один день каникул» (1979), «Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников» (1985).
К научной фантастике Велтистова «для взрослых» относятся: повесть о близком будущем — «Глоток Солнца. Записки программиста Марта Снегова» (1967), в которой рассказывается о прибытии в Солнечную систему инопланетного звездолёта, управляемого компьютером, а также роман «Ноктюрн пустоты» (1988), описывающий заговор империалистов, угрожающих человечеству климатической войной; ранее опубликован вместе с предыдущей повестью в одном томе — сборнике «Ноктюрн пустоты. Глоток солнца» (1982).
В 1982 году писатель был удостоен Государственной премии СССР за сценарий многосерийного художественного фильма «Приключения Электроника». Так же Е. Велтистов награжден орденом Дружбы народов и орденом «Знак Почёта».
Библиография:
Приключения на дне моря. — М.: Детгиз, 1960.
Тяпа, Борька и ракета. — М., 1962 (совм. с М. П. Барановой).
Электроник — мальчик из чемодана: Повесть-фантазия. — М.: Детская литература, 1964.
Глоток солнца: Фант. повесть. — М.: Детская литература, 1967.
Гум-Гам: Повесть-сказка. — М.: Детская литература, 1970.
Рэсси — неуловимый друг: Повесть-фантазия. — М.: Детская литература, 1971.
Излучать свет. — М., 1973 (совм. с М. П. Барановой).
Победитель невозможного: Фант. повести. — М.: Детская литература, 1975.
Богатыри. — М., 1976.
Миллион и один день каникул. Гум-Гам: Повести-сказки. — М.: Детская литература, 1979.
Ноктюрн пустоты. Глоток солнца: Фант. роман, повесть. — М.: Детская литература, 1982.
Приключения Электроника: Фант. повести. — М.: Детская литература, 1983.
Прасковья: Повести. — Воронеж, 1983.
Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников: Сказка. — М.: Детская литература, 1985.
Избранное. В 2 т. — М.: Детская литература, 1988.
Новые приключения Электроника: Фант. повесть. — М.: Детская литература, 1989.
Золотые вёсла времени, или «Уйди-уйди»: Фант. повесть // Пионер. — 1988. — № 1, 2.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев