Елена с детства знала, что будет работать с детьми. И продолжает воплощать свою мечту в «Доме надежды» благотворительного фонда «Родительский мост», поддерживая мам и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Хранители дома
«Дом надежды» «Родительского моста» – уникальное убежище для мам с детьми, которое работает в Петербурге уже четвертый год. Его предшественником была одна из первых в России кризисных квартир, открытая фондом совместно с администрацией Фрунзенского района Петербурга при поддержке Европейской Комиссии еще в 2004 году.
Тот проект проработал до 2018 года, социальную и психологическую помощь в нем получили более 300 мам и детей, но четыре года назад фонд был вынужден искать новую площадку для шелтера. Ей стал чистый, светлый и уютный коттедж в живописном пригороде Петербурга, который как нельзя лучше подходит для спокойной жизни наших подопечных.
Но чтобы открыть «Дом надежды» нужна была команда, сплоченный коллектив сотрудников, способных работать с самыми тяжелыми случаями, оказывать поддержку, помогать женщинам и детям возвращаться к нормальной стабильной жизни. И, как ни странно, такой коллектив нашелся достаточно быстро. Его основой стали бывшие работники закрывшегося к тому моменту приюта «Ребенок в опасности»: Мария Мещерякова, Анна Лайтинен, про которых мы уже писали, и Елена Бондаренко – героиня этого текста.
Конечно, это не все сотрудники «Ребенка в опасности», но именно эта команда построила работу нового «Дома надежды», и продолжает помогать его подопечным до сих пор. Мария руководит проектом, а Анна и Елена работают администраторами: непосредственно взаимодействуют с подопечными, оказывают им социальную и психологическую помощь, следят за соблюдением правил дома, по сути – остаются его хранителями.
«Это была команда»
Как я уже говорил, Елена с ранних лет хотела работать с детьми. «Но тогда в моем представлении с детьми работал кто? – учитель. То есть воспитателем в детский дом, например, пойти – такого в моем понимании не было, я не знала вообще, что есть детские дома», – с улыбкой рассказывает Елена.
Несмотря на свою тягу к детям, учиться после девятого класса она отправилась в колледж легкой промышленности – настояла семья. А окончив его, все равно оказалась рядом с детьми. Знакомая пригласила ее работать в открывавшуюся тогда скорую социальную помощь «Ребенок в опасности», и Елена тут же согласилась. К тому моменту она уже побывала в детском доме – там работала родственница – и поняла, что детям в сиротских учреждениях живется совсем не сладко, детей нужно было спасать.
«Информацию, которую мы знали о детских домах, мы получали по телевизору, как сейчас помню, был фильм «Хозяйка детского дома», там Гундарева снималась. И было, конечно, интересно посмотреть, что это. Посмотрела, – вспоминает Елена. – Конечно, то, что было раньше, и то, что сейчас – это небо и земля. Увиденное тогда меня очень впечатлило, очень тронуло. Бедненько, убогенько, наверное, в те времена это было лучшее из того, что могло быть, но все равно».
Служба «Ребенок в опасности» была своеобразной прослойкой между семьей и детским домом – она помогала детям в кризисной ситуации, оценивала перспективы возвращения домой, искала усыновителей, а главное – дарила детям безопасность, психологическую и социальную. Вскоре после начала работы служба открыла одноименный приют, похожий не на казенной учреждение, а на настоящий теплый дом. Подопечных в нем, в соответствии с золотым стандартом благотворительности, было в два раза меньше, чем сотрудников, поэтому внимания и заботы хватало всем.
Очень успешный проект, нацеленный на возвращение ребенка в семью, «Ребенок в опасности», проработал в Петербурге четверть века, но, в конце концов, был ликвидирован. «Мы его открывали, этот приют, собственно, мы его и закрывали, – горько говорит Елена, – это было настоящей трагедией для нас всех, очень тяжелое было время. До сих пор вспоминаешь, и комок в горле стоит. Я не могу даже проезжать мимо «Электросилы», потому что тяжело до сих пор. Это была команда все-таки, семья что ли».
«Признаться в своём бездействии»
После приюта «Ребенок в опасности» Елена еще немного – буквально полтора месяца – поработала воспитательницей в детском доме, в который попал один из ее подопечных. Он очень просил, а она не могла отказать, привязалась. Но в детдоме удержаться не смогла. Слишком бесчеловечными были условия, слишком казенным – всё вокруг. Уволилась, и твердо решила больше не возвращаться в социальную сферу. Пошла работать в магазин подарков.
Правда, с подопечным – назовем его Сашей – отношения сохранила, общалась, поддерживала его как могла. После выпуска из детского дома он поступил в колледж и получил квартиру неподалеку от Елены. Но справиться с жизнью не смог, как и тысячи других выпускников российской сиротской системы. Сашу похоронили в декабре прошлого года. Елене и сейчас очень тяжело вспоминать об этом.
«Это печальная, но очень распространенная история, это не афишируют, это скрывают. Если об этом говорить, значит, признаться в своем бездействии, – говорит Елена. – Не у всех, конечно, так, есть ребята, которые выбиваются в люди, а есть те, которые вот так».
Несмотря на реформы и серьезные изменения в государственной системе помощи детям, оставшимся без попечения родителей, выпускники этой системы по-прежнему часто оказываются не готовыми к столкновению с реальной жизнью. И самым главным способом избежать этого сокрушительного для многих удара, остается сохранение семьи. И именно на это нацелена работа «Дома надежды» и всего благотворительного фонда «Родительский мост».
«Всё не зря»
В наш шелтер, как правило, попадают женщины с детьми, которым буквально некуда больше идти. Они скрываются от домашнего насилия, от нищеты, от множества других опасностей и угроз, которые при ином развитии ситуации способны разделить матерей с детьми, разрушить семью, сделать домашних детей – государственными.
Чтобы не допустить этого, весь коллектив «Дома надежды» помогает женщинам выпутаться из сложной жизненной ситуации: оформить развод, пережить тяжелые времена в комфортной помогающей обстановке, уделить время собственному ребенку, наладить отношения с родственниками, встать на ноги, опереться на себя.
Елена рассказывает, что едва ли не самая приятная часть работы в «Доме надежды» – встречи с бывшими подопечными, которые проходят «не так часто, как хотелось бы», и, конечно, письма и сообщения от них.
«В основном все хорошо у них, в основном, – рассказывает Елена, – очень приятно, когда они присылают фотографии деток. Потому что мы же скучаем, и вот они делятся, ты смотришь, как детки выросли, как они изменились! И тогда понимаешь, что всё не зря».
Для подопечных «Дом надежды» – полностью бесплатный проект. Здесь они могут жить столько, сколько необходимо, не задумываясь о пропитании и месте для ночлега, спокойно решая свои жизненные проблемы. Но «Родительский мост» тратит на «Дом надежды» значительные средства, и нам очень нужна ваша поддержка, чтобы в доме, сохраняющем семьи, продолжал гореть теплый свет.
Пожалуйста, если вы еще не сделали этого, оформите регулярное пожертвование в пользу «Дома надежды» на нашем официальном сайте www.rodmost.ru . Даже самая скромная сумма сделает проект более устойчивым и поможет нам лучше планировать будущее.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев