Об этой удивительной женщине мужской профессии писали в республиканской газете «Қазақстан темір жолы», а республиканское телевидение «Атамекен» к Международному женскому дню сняло о ней документальный фильм. И как это здорово, что эта незаурядная личность живет рядом с нами, в селе Новоишимское, и ею по праву можно гордиться! Сегодня мой рассказ о Вере Александровне Боговиной, которая наравне с сильным полом, несмотря на все трудности своей профессии, прошла весь трудовой путь длиною в 45 лет, полный непростых моментов и испытаний, и от простого путейца дослужилась до мастера железнодорожных путей.
Начну с того, что она родилась в Кустанайской области, Урицком районе, зерносовхозе «Барвиновский» 25 декабря 1960 года в семье Александра Григорьевича и Александры Петровны Казаковых. Отец всю жизнь работал в сельском хозяйстве кукурузоводом, а мама была домохозяйкой. Кроме Веры в доме подрастали еще две сестренки: Валентина и Светлана, которые, словно пташки, весело щебетали весь день напролет, не забывая при этом помогать маме по дому и хозяйству. А маленькая Вера, напротив, сколько помнит себя, не отставала от отца ни на шаг и он, видя ее тягу к технике, научил дочь ездить на тракторе. Потом Вера сама научится водить машину, а затем и «гонять» на мотоцикле. Ни для кого из домочадцев не было секрета в том, что она мечтала стать ни кем-нибудь, а шофером и в 1976 году, окончив 8 классов, поступает учиться в Бишкульское СПТУ - 35 на отделение «Связист сельской электрификации».
Приехав на станцию «Пески -Целинные», Вера Александровна устраивается диспетчером на железную дорогу, в ПЧ -5, а в 1982 году уходит работать путейцем.
Сюда, на станцию «Пески-Целинные», Вера Александровна приехала со старшим сыном Евгением. Здесь в совместной жизни с Николаем Николаевичем Боговиным у них рождается сын Николай. Жили, воспитывали двух сыновей. Своих детей Вера Александровна никогда не баловала и держала в строгости, приучая к дисциплине, зато сейчас она гордится ими, ведь все друзья и знакомые наперебой отзываются о них, как об очень хороших и добрых людях. Сыновья уже давно повзрослели и определились с профессиональным выбором: Евгений, выучившись на механизатора, пошёл работать в восстановительный поезд. Николай, окончив Костанайский колледж автомобильного транспорта, продолжил учёбу в Государственном университете имени А. Байтурсынова на факультете «Информационные технологии».
Но давайте вернемся к моей собеседнице. Первое время Вере Александровне непривычно было работать в коллективе, состоящем из одних только мужчин, но со временем она свыклась, найдя к каждому подход, и они, видя перед собой представительницу женского пола, оказавшуюся отнюдь не слабой, а, напротив, эдаким «крепким орешком», старались её не разочаровывать, во всём прислушиваться и даже в разговорах не использовать ненормативную лексику, которой Вера Александровна была ярой противницей.
Незаметно пролетели годы и в связи с тяжелыми условиями труда через 12 лет работы Веру Александровну, как единственную женщину- путейца, переводят проводницей в восстановительный поезд ВП-13. Чтобы получить более углубленные знания и повысить квалификацию, она с 1996 по 1998 год заочно обучается в Акмолинском железнодорожном колледже на отделении «Строительство железных дорог», который оканчивает с отличием. Руководство очень ценило молодого специалиста за деловые качества и ответственное отношение к обязанностям и, повысив в должности, назначило ее бригадиром путей. В то время начальником ПЧ -14 был А.Ф.Кунцевич, не побоявшийся доверить первой женщине- путейцу перегонный участок «Новоишимская-Первая - Целинная». Работать было очень тяжело физически, но Вера Александровна никогда не только не сдавалась, а, напротив, показывала достойный пример для подражания, вдохновляя бригаду мужчин своей мотивацией. Она наравне с ними заменяла шпалы, делала капитальный ремонт дорог и следила за текущим содержанием железнодорожных путей для обеспечения безопасности движения поездов. Вера Александровна вспоминает случай, когда она ехала в гости к родственникам в Россию и ей, как железнодорожнице, был вручен билет с пометкой «дорожный мастер». Как раз в этот день в поезде ехали ревизоры и увидев, что с ними едет женщина очень редкой профессии и не поверив своим глазам, они попросили проводника пригласить ее к ним для удостоверения личности. И только потом, убедившись, что это действительно так, удивленные ревизоры вернули документ назад. А однажды, говорит Вера Александровна, зимой, в лютый мороз с пронизывающим ветром, на её участке выявили деффект рельсов, который надо было срочно устранить, а дрезины по одной не отпускали и пришлось ждать, когда сначала в Белоградовке устранят неполадки, а уже потом только в 11 часов вечера к ним приедут две дрезины и путейцы смогут заменить неисправные рельсы. Был сильный буран и не успевали отчистить снег, как следом надувало вновь, замерзли так, что губы не слушались и железнодорожники не могли толком говорить. Все пообморозились, мужчины пытались Веру Александровну отговорить от этой затеи и оставить работу на завтра, но она твёрдо отрезала: «Нет, потом я всю ночь не смогу уснуть!». Работа есть работа и надо сделать все от путейцев зависящее, чтобы поезда пришли вовремя, по расписанию. Так проработали всю ночь и только утром, уставшие, продрогшие до самых костей, но счастливые от одной только мысли, что они наконец-то справились, путейцы вернулись по домам. Это была своего рода проверка на выносливость и не всем удалось выдержать этот трудный экзамен, были и такие, кто прямо сказал: «Я запомнил эту ночь на всю жизнь!» и уволился с работы на другой же день. А о В.А.Боговиной ее коллеги в шутку говорили: «Наша Александровна никогда не мерзнет, что ли?». Конечно же, мерзла и еще как, но та ответственность, которая была возложена на ее женские плечи, обязывала ко многому: она и путеец, и мастер, и своего рода командир, который душой болел за коллектив, любил свою профессию и на работу идя, без преувеличения, как на праздник. Ведь, находясь на стальных магистралях, Вера Александровна забывала о неурядицах, домашних проблемах. Душа Веры Александровны пела от стука колес и от осознания того, что у нее есть бригада настоящих мужчин, с которыми она с честью и достоинством выполнит любую поставленную задачу, при самых сложных погодных условиях и в любое время суток. Ведь частенько зимой, если путейцы находились в закрытом помещении, то ели, подогрев еду на буржуйке. А если нет, принимали пищу как придется. В таком случае, мужчины, в прямом смысле слова вырезав из плотного снега импровизированный стол и загородив его снежной стеной, приглашали Веру Александровну пообедать или поужинать. Это сейчас кажется романтикой: костер на снегу! А тогда приходилось разводить огонь, чтобы просто элементарно хоть как-то согреться, но именно в таких экстремальных условиях каждый человек проверялся на прочность, проявляя свои лучшие или худшие качества.
Сын Николай вспоминает, как однажды ночью он проснулся от того, что плакала мама. Причиной ее слез стал звонок от дежурного по станции, который заметил загоревшийся красный светофор, сигнализировавший о том, что на участке В.А.Боговиной возникло повреждение. Кое - как успокоив Веру Александровну, сын среди ночи зимой вместе с мамой поехал на железнодорожный участок и до утра вместе с ней устранял возникшую проблему. И таких случаев за жизнь у Веры Александровны было много. Была частая смена кадров, ведь не каждый человек мог выдержать такой ритм и потому оставались только самые преданные ребята, кому не впервой было носить тяжелые шпалы в жару, когда от рельсов идет раскаленный жар, и в холод, когда от них тянет ледяной стужей.
И, несмотря на суровые условия работы, Вера Александровна умела заметить, и как проседает снег, и как появляются первые проталинки, не говоря уже о первой зеленеющей траве и первых полевых цветах, которые, нарвав в букеты, ей с радостной улыбкой и признательностью дарили её коллеги - мужчины. Она с большим уважением вспоминает своего первого наставника - мастера В.И. Селезнева, со словами бесконечной благодарности упоминает старшего дорожного мастера С. И. Какенова, который был для нее очень душевным Человеком с большой буквы, помогавшем ей во всем своим советом и богатым профессиональным опытом, а также бригадира путей А.И. Гончарова. Спустя десятилетия она и сама, став на их место, была наставником для путейцев А. Курамшина, К. Шмальца, М. Акишева и К.Камарланова, с которыми делилась всеми тонкостями профессии железнодорожника. «Отличные ребята, на которых всегда можно было расчитывать и которые никогда не подведут. Это был основной костяк моей бригады!»,- с гордостью говорит Вера Александровна. Не забывает она и о диспетчерах В. Никишиной, С. Кундышевой, Л. Поляковой и Н. Соловьевой, которые всегда поддерживали ее теплым словом и участием.
Тяжелый физический труд не мог не сказаться на здоровье Веры Александровны и с 2013 по 2015 годы она перенесла три тяжелые операции. Трудиться на прежнем месте было уже невозможно. Хотя ей и предлагали более комфортные и легкие условия работы , но она не смогла оставить железную дорогу и свой любимый коллектив.
У В.А.Боговиной множество Почетных грамот и Благодарностей. Среди них есть даже Грамота в номинации «Золотой голос Казахстана», которую она получила за исполнение песен в конкурсе, отдыхая на курорте в Бурабае. Сейчас Вера Александровна на пенсии: занимается дачей, любит разводить цветы, которых множество в ее чистой, красивой и со вкусом обставленной квартире. Первое время она не находила себе места, и даже плакала, ей было очень обидно от мысли, что дело, которому она посвятила всю свою жизнь, приходилось оставить. Она кое - как смирилась с пенсионным возрастом, не дающим ей возможность снова одеть свою оранжевую жилетку и с головой окунуться в свою родную стихию. Уже находясь на заслуженном отдыхе и, проезжая в поезде по своему участку, она по привычке оценивающим взглядом всматривается в железнодорожное полотно. До сих пор сердце тоскует по нему, как по дороге жизни, на которую она однажды, совсем молодой, встала в один ряд с мастерами своего дела. Ей бывает очень приятно, когда, бывая на массовых гуляниях, посвященных профессиональному празднику, или просто идя по улице, она видит обращенные к ней улыбающиеся лица, односельчане интересуются её жизнью, здоровьем. Рассказывая о работе длиною почти в полвека, Вера Александровна заметно преображается, даже молодеет на глазах, чувствуется её тоска по коллективу и по железной дороге, уходящей далеко за горизонт. Какая интересная жизнь прожита, не правда ли?
На вопрос: «Если бы Вам Всевышний дал шанс прожить ещё одну жизнь, кем бы Вы хотели стать?», Вера Александровна, улыбаясь и не задумываясь, отвечает: «Нефтяником. Как-то, проезжая поездом через Удмуртию, я заметила, как огромные тракторы передвигали нефтяные вышки и тогда моё сердце ёкнуло, я поняла, что хочу работать на тракторе в нефтегазовой отрасли, чтобы раскрыть себя в новой ипостаси». Уверена, что из неё получился бы не менее известный и квалифицированный нефтяник, ведь она привыкла «гореть» на любимой работе, отдавая себя всю без остатка.
Галина КАЛИШЕВА
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 51