Основой достопримечательностью Горного парка-Рускеала, является Мраморный каньон – памятник индустриальной культуры (горного дела) конца XVIII - начала XX в.в., официально включенный в список культурного наследия России в 1998 г. Подобного памятника, представляющего собой рукотворную «чашу» в сплошном массиве мраморов, прорезанного системой шахт, штолен и штреков, в Европе больше нет. Отсюда были получены блоки для облицовки многих архитектурных творений Санкт-Петербурга, в том числе и величественного Исаакиевского собора. Рускеальский мрамор цвета белых ночей, с зеленоватыми, похожими на северное сияние всполохами добывался для украшения самых разных архитектурных сооружений. Серовато-зеленым и светло-серым мрамором Рускеалы украшены залы ленинградских станций метро "Приморская" и "Ладожская")
Это самый старый из Рускеальских карьеров. Его длина 450 м, ширина 60-100 м, глубина 30-50 м.Он затоплен до уровня верхнего подземного горизонта. Затопили карьер финны перед началом советско-финской войны 1939-40 г.г. Большинство штолен первой трети прошлого века находятся под водой. Только одна из них расположена выше уровня воды. Эта штольня пройдена в недрах горы в 30-е годы XX столетия. Внутри был транспортный путь для вагонеток с мрамором. Она соединяется с шахтой №2, по которой доставлялись мрамор и рабочие. Она уходит вглубь горы на 200 метров. Внутри ее сохранилась насыпь железной дороги для вагонеток.
Внешне Мраморный каньон производит колоссальное впечатление: серо-белые скалы обрываются в бирюзовое озеро с сильно изрезанными берегами, и уходят на многометровую глубину.
Здесь, на каньоне, есть причал и можно взять напрокат лодку, чтобы созерцать каньон с воды. Часть глыб висят над водой под отрицательным углом, а в гроты, которые сформировались в отвесных скалах, можно заплыть и полюбоваться игрой света на мраморном потолке. Выглядят гроты очень красиво, белый мрамор сводов и стен замечательно отражается в спокойной воде.
Есть и сухие штольни, но проникать в них туристам без сопровождающего геолога категорически запрещено. Чем жарче снаружи, тем мертвеннее холод мраморной штольни, и чем глубже в пласт, тем ощутимее вечная промозглость. Кажется, даже в гранитном склепе теплее. А каково тут было работать? По данным карьероуправления, в годы наибольшей загрузки карьера добыча велась круглый год, причем бурение не прерывалось даже ночью.
Вокруг основного, самого известного и посещаемого карьера находятся еще несколько, заброшенных или разрабатываемых в данное время. Карьеры отличаются друг от друга не только видом берегов, но и цветом воды — в одном карьере она серая, в другом — голубая, а в «основном» — голубовато- зеленая.
Стены карьеров обветрились и потемнели за время, в течение которого в них не ведутся разработки, однако, на встречающихся свежеотколотых кусках мрамора можно видеть их настоящий цвет. Особенно ярко проявляется живопись камня в старом «блочном» карьере, где мрамор добывался большими блоками.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев