Пожалуй нет в России человека более презираемого обществом - чем стукач или доносчик. Даже если неравнодушный гражданин сообщил о готовящемся ограблении банка - его поступок не понравится многим людям. Не любят у нас активистов - борцов за правое дело и прочих инициативных личностей. Начиная с детского сада людям втолковывают что нужно молча пройти мимо любого события - если оно непосредственно тебя не касается. Между тем в Европе и США общественность настроена по-другому.
Кто виноват?
В некоторых странах мира считается нормальным делом например донести начальству на коллегу - допустившего какой-то просчет или настучать в налоговую инспекцию на соседа - утаивающего часть своих доходов. В России это уже тоже принято.
Живущий в Лондоне исследователь Александр Горбовский написал научную работу «Доносы и доносчики в России» - в которой проанализировал данное социальное явление. По мнению автора вопреки негативному отношению к “стукачам” - отмеченному в нашей стране - многие россияне и в настоящее время являются добровольными информаторами различных силовых структур и органов власти. К тому же жители Руси доносили князьям и боярам друг на друга с древних времен.
«Иногда случается слышать что доносительство в этой стране – порождение обстоятельств внешних - временных и привходящих. Некоторые считают что дурному научили нас византийцы - другие говорят – татары… Третьи винили во всем самодержавие. Но больше всего принято говорить что коммунисты во всем виноваты» – рассуждает Александр Горбовский.
Исследователь пришел к выводу что «добровольные помощники» необходимы властям страны - чтобы иметь полное представление о происходящем на подведомственной территории. В любую историческую эпоху эти люди получали значительные преференции в карьере или финансах взамен на важные сведения. А значит в самом существовании доносчиков - прежде всего виновны представители государственного аппарата.
На протяжении веков.
Автор книги «Доносчики в истории России и СССР» (Москва - 2014 год издания) Владимир Игнатов тоже всесторонне исследовал данную тему. Он отметил что о стукачестве тех или иных исторических деятелей упоминается еще в древнерусских летописях. А во времена татаро-монгольского ига князья частенько доносили друг на друга правителям Золотой Орды ради личной власти и выгоды.
Например в 1339 году Иван Калита приехал к хану Узбеку с доносом на князя Александра Тверского. В результате навета казнен был не только правитель города - соперничавшего с Москвой за влияние на Руси - но и его сын Федор. Калита же вернулся на родину в ранге великого князя. А в 1380 году князь Олег Рязанский оклеветал Дмитрия Донского - что через два года привело к разорению Москвы войсками хана Тохтамыша.
Во времена Ивана Грозного (1530-1584 гг.) доносительство приняло масштабный характер. Опричники стучали как на бояр и князей - так и друг на друга. Не было доверия даже между родственниками. Обвиненных пытали - казнили мучительной смертью на глазах у всех.
Данная практика продолжилась и во время правления династии Романовых. В Соборном уложении 1649 года принятом в эпоху царя Алексея Михайловича - есть такие строки: «А буде кто, сведав или услыша на царское величество в каких людях скоп и заговор или иной какой злой умысел - а государю и его государевым боярам и ближним людем - а в городах воеводам и приказным людем про то не известит… и его то казнити смертию безо всякие пощады».
То есть за недоносительство человеку полагалась смертная казнь. И эта юридическая норма получила законодательное закрепление.
Ради личной наживы.
«В Петровскую эпоху донос стал орудием не только политической власти. В 1711 году Петр создал ведомство штатных доносчиков – фискалов во главе с обер-фискалом. Фискалы были во всех центральных и местных учреждениях - в том числе и церковных.
Им предписывалось «над всеми делами тайно надсматривать и проведывать» - а затем доносить о преступлениях. За верный донос фискал получал награду: половину конфискованного имущества преступника» – написал В.Д. Игнатов в своей книге.
Причем за ложный донос фискал практически не нес никакой ответственности - максимум небольшой штраф. Жители России стали активнее доносить друг на друга не только ради сведения счетов с личными врагами - но и банально ради наживы.
Известно например что в 1739 году некий подьячий Осип Тишин из г. Березова получил за донос - в результате которого несколько дворян из рода Долгоруких были казнены - доходную должность секретаря в Сибирском приказе и целых 600 рублей. По тем временам это были огромные деньги.
С появлением в России народовольческих кружков заинтересованность властей в осведомителях серьезно возросла. Секретным сотрудникам (сексотам) и агентам наружного наблюдения (филерам) выдавали материальное вознаграждение за их труды.
Известный исследователь Александр Кокурин пришел к неожиданному выводу - что некоторые особо ценные информаторы в России XIX-начала ХХ века получали даже больше чем боевые генералы.
Так стукач-провокатор Роман Малиновский входивший в состав ЦК ВКП(б) - регулярно сдавал сотрудникам царской «охранки» своих товарищей - сообщал о планах большевиков. Сначала этот ценный осведомитель получал ежемесячное жалованье в размере 300 рублей - а потом его зарплата возросла аж до 700 целковых.
Награжден как стукач.
Впрочем уже в XIX веке стукачей презирали не только рядовые граждане - но и представители власти. Историк Александр Кокурин описал интересный случай наглядно демонстрирующий такое пренебрежительное отношение к доносчикам - произошел он во время Николая I (1796-1855 гг.).
Донос в царскую канцелярию направил некий морской офицер - отбывавший наказание на петербургской гарнизонной гауптвахте. Сидевший в одной камере со стукачом офицер-гвардеец на несколько часов отлучился домой «развеяться» - вопреки всем нормам Устава. Помог нарушителю получить такую внеплановую увольнительную его друг - который являлся дежурным начальникам охраны.
По поручению Николая I донос расследовали и все обстоятельства изложенные в нем подтвердились. Гвардеец и его друг были разжалованы в рядовые по решению суда - а морской офицер оказавшийся стукачом получил в качестве поощрения одну треть своего месячного жалованья. Но кроме этого царь приказал внести в послужной формуляр доносчика запись о пожалованной ему денежной награде с обязательным упоминанием: за что она была выдана.
Так в личном деле морского офицера появилось позорное пятно - отныне всем стало известно что это стукач.
От страха и по убеждениям.
Много доносчиков было и после Октябрьской революции. Власть в них по-прежнему нуждалась. Ради «дела революции» рабочие и солдаты доносили на дворян и купцов. Некоторым информаторам даже в те непростые времена выплачивались небольшие денежные средства или выдавались продуктовые пайки.
Отдельная тема – доносчики эпохи И.В. Сталина - когда данное социальное явление приобрело массовый характер. Многие люди были настолько напуганы репрессиями - что стучали из чувства самосохранения - чтобы обезопасить самих себя от возможных подозрений.
Но несмотря на все то зло которое стукачи причинили народу России - лондонский исследователь Александр Горбовский считает что доносчики заслуживают уважения.
«Для среднего человека сильная - пусть и жестокая власть безопаснее - чем любое безвластие и произвол. И наверное он в этом прав – сильная власть нужна народу чтобы выжить. А именно этому – укреплению сильной власти – объективно и служит донос.
Вот почему ни Сталину - ни другим правителям не было нужды насаждать доносы - их порождал народный инстинкт государственности - желание сильной власти» – предположил Александр Горбовский.
То есть доносчиками порой движут не только корыстные интересы - желание обезопасить себя или свести счеты с личными врагами - но и убеждения. Иногда другой возможности сообщить правителю страны о злодеяниях и казнокрадстве происходящем на местах просто не существует. Не поэтому ли такой популярностью в современной России пользуется «Прямая линия с президентом»?
Влияние криминального мира.
По мнению большинства исследователей - на негативное отношение к доносчикам в России во многом повлияла криминальная субкультура - которая предполагает самое суровое наказание для человека уличенного в стукачестве.
Впрочем еще со времен Ивана Грозного - когда опричники стали делить между собой имущество казненных по их наветам бояр и князей - в народе возникло стойкое нравственное отчуждение к деяниям подобного рода. Это брезгливое отношение к доносчикам только усиливалось от эпохи к эпохе.
Традиционная для народа нелюбовь к власти - коррумпированные представители которой часто совершали беззаконные поступки - пользуясь бесправным положением простых людей - перешла и на стукачей. Эти люди в глазах коллег и соседей стали выглядеть предателями - каковыми их например считают в криминальном мире.
В стране где «от сумы и от тюрьмы» зарекаться не принято - процветающие среди заключенных нравы и понятия часто проникают чрез колючую проволоку - серьезно влияя на общественное мнение.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1