Совсем маленьких она прятала в сумке для инструментов, кто был постарше, прятался в кузове ее грузовика под брезентом. В машине она всегда возила собаку, которую обучила лаять на охранников, когда машину впускали в гетто или выпускали из него. Лай собаки заглушал плач детей.
Во время войны Ирена Сендлер как сотрудница варшавского управления здравоохранения посещала гетто, где следила за больными детьми. Малыши умирали каждый день от голода и болезней. Ирене периодически удавалось проносить с собой еду и лекарства. Вскоре ситуация осложнилась тем, что немцы запретили появляться в гетто "не евреям". Но так как возникла угроза вспышки эпидемии сыпного тифа, заключенным нужно было делать прививки и раздавать лекарства. Появилась законная лазейка бывать в гетто в качестве санитара, и Ирена Сендлер тут же ею воспользовалась. Она была членом польской подпольной организации "Совет помощи евреям" (Zegota), которая организовала тайную переправку еврейских детей — в возрасте от нескольких месяцев до пятнадцати лет — из Варшавского гетто на волю.. Так, совсем маленьких она вывозила в сумке для инструментов, кто был постарше, прятался в кузове ее грузовика под брезентом. В машине она всегда возила собаку, которую обучила лаять на охранников, когда машину впускали в гетто или выпускали из него. Лай собаки заглушал плач детей. Медсестры-волонтерки давали малышам небольшую дозу снотворного, и вместе с трупами, вывозили их в город. Детей вывозили из гетто в мусорных мешках и в тюках с отбросами и окровавленными бинтами, предназначенными для городских помоек. Именно так, в корзине с мусором вывезла Ирэна из гетто в июле 1942 свою приемную дочь Эльжбетту Фицовскую. Ей тогда не было и шести месяцев. Родители девочки были уничтожены нацистами. Малышей выносили также через канализационные коллекторы. Сендлер прятала малышей под юбкой и польто. Старших детей проводили тайными ходами здания, окружавшие гетто. Операции были рассчитаны по секундам. Один спасённый мальчик рассказывал, как он, затаившись, ждал за углом дома, пока пройдёт немецкий патруль, потом, досчитав до 30, стремглав бежал на улицу к канализационному люку, который к этому моменту открыли снизу. Он прыгнул, и по канализационным трубам был выведен за пределы гетто. Малышей прячут в самых неожиданных местах. Один из таких тайников — Варшавский зоопарк, где спрятали 40 детишек. Ирэна Сендлер вспоминала, перед каким страшным выбором ей приходилось ставить еврейских матерей, которым она предлагала расстаться с их детьми. «А они спасутся?» — этот вопрос Сендлер слышала сотни раз. Но как она могла на него ответить, когда не знала, удастся ли спастись ей самой. Никто не мог гарантировать, что выйдет из гетто живым.
"Мы наблюдали душераздирающие сцены. Отец соглашался отдать ребенка, но мать нет. Бабушка обнимала ребенка так нежно и горько плакала, приговаривая: "Я не отдам своего внука ни за какую цену…". Иногда нам приходилось оставлять такие семьи в покое, не забирать у них ребенка. Я приходила к ним на следующий день и часто обнаруживала, что все обитатели дома были депортированы в лагеря смерти", - вспоминала Сендлер уже после войны.
На каждого спасенного ребенка девушка заводила досье - записывала их имена, имена родителей, в надежде, что после дети смогут отыскать своих родителей. Записи она хранила в стеклянных банках, которые закапывала в саду под яблоней. Каждый день Сандлер с наступлением темноты пробиралась в яблоневый сад на окраине города. Она делала это так часто, что могла бы найти условленное место даже с закрытыми глазами. Постоянно озираясь, выкапывала из земли таинственный клад – плотно закупоренную бутылку, клала в нее мелко исписанные записки и убирала обратно. Она знала: если поймают – тут же убьют. В этой бутылке хранился бесценный клад для тысяч людей.
В 1943 году Сендлер арестовали по приказу гестапо. Ее пытали, сломали обе ноги и руки. Но она так не сказала им правды. "МЫ, ТЕ, КТО СПАСАЛ ДЕТЕЙ, - ВОВСЕ НЕ ГЕРОИ. ЭТО УТВЕРЖДЕНИЕ МНЕ НЕ НРАВИТСЯ. НАПРОТИВ, МЕНЯ ПРЕСЛЕДУЮТ УГРЫЗЕНИЯ СОВЕСТИ, ПОТОМУ ЧТО Я СДЕЛАЛА ТАК МАЛО", - говорила она. Ее приговорили к смертной казни, но членам Zegota удалось подкупить охранника, чтобы тот внес ее имя в список уже расстрелянных. До конца войны ей пришлось жить под вымышленным именем, по документам же она была казнена в 1944 году. После пыток гестапо она всю жизнь передвигалась на костылях.
Скончалась Ирена Сендлер в 2008 году в возрасте 98 лет. За свой подвиг она была удостоена звания Праведника Мира, получила орден Белого Орла и была выдвинута на Нобелевскую премию мира.
"МЫ И БУДУЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖЕСТОКОСТЬ И НЕНАВИСТЬ, КОТОРАЯ ПРАВИЛА ТЕМИ, КТО СДАЛ СВОИХ СОСЕДЕЙ В РУКИ ВРАГА, НЕНАВИСТЬ, КОТОРАЯ ТОЛКНУЛА ИХ НА УБИЙСТВО... МОЯ МЕЧТА - ЧТОБЫ ПАМЯТЬ ОБ ЭТОМ СТАЛА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ МИРУ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НИКОГДА ВПРЕДЬ НЕ ПОВТОРИЛО ТОЙ ТРАГЕДИИ", - ЗАВЕЩАЛА ОНА ЛЮДЯМ.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев