"Корабельная роща"
Часто, находясь наедине с природой, гуляя в лесу, любуясь бескрайними просторами нашей родной земли, красотой безграничного неба, полевых цветов и трав, возникают мысли о том, как хотелось бы передать свои ощущения, всю гамму тех прекрасных чувств, которые охватывают человека при общении с природой, другим людям. И как же это трудно - суметь передать все эти Божественные ощущения в своем творчестве, например, в картине, донести до зрителя свою Любовь и дотронуться до сердца человека.
Именно это прекрасно удалось нашему великому русскому художнику, мастеру пейзажной живописи - Ивану Ивановичу Шишкину, лучшие произведения которого стали классикой национальной живописи и были многократно растиражированы.
На протяжении всего XX века всякий путешественник, приезжающий в Россию, первым делом знакомился с картинами именно этого художника: копии его картин вывешивались едва ли не во всех привокзальных залах ожидания, буфетах и столовых. В уменьшенном варианте они воспроизводились на многочисленных календарях, на обложках журналов и школьных тетрадок. И даже – на конфетных обертках. Имя его было известно всей культурной и неграмотной России. Иван Шишкин. Сегодня этот художник любим не менее прежнего, а известность его давно перешагнула пределы России.
Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы.
"Ни об одном из наших современных художников не хочется сказать так много и по душе, как об Ив. Ив. Шишкине, и едва ли кто-нибудь из его товарищей, обладающих равным талантом, представляет собою такой цельный и законченный образ, такую характерную фигуру, какой является этот истинный "поэт природы", – писал В.И. Немирович-Данченко в
1895 г.
О Шишкине рассказывают: «Работал Шишкин без устали, самозабвенно и отчаянно. Иногда простаивал у мольберта от рассвета до поздней ночи, забывая даже о еде. И вспоминал о ней только тогда, когда начинал болеть желудок… Когда-то он на собственном опыте убедился: нужно много работать, чтобы чего-то добиться. В училище он был самым старательным и усидчивым, в Академии не было студента более добросовестного и трудолюбивого. Даже став знаменитым художником, он не изменил привычке отдавать большую часть суток работе. За день он исхаживал многие десятки километров по лесам и болотам в поисках яркой, впечатляющей натуры. Однажды, заплутав в незнакомом лесу, встретил еще одного заплутавшего – старого крестьянина, собиравшего грибы. Художник взвалил обессилевшего старика себе на плечи и еще несколько часов носил его на себе, пока не вышел на окраину леса. Затем с той же поклажей прошел еще несколько километров – доставил крестьянина до самого его дома.
«Лесной царь» – так называли Шишкина его друзья, поклонники и критики. И не потому, что он как никто умел и любил рисовать лес. Он еще прекрасно знал лес и его обитателей. Идя в лес, он брал с собой большую сумку с едой. Не для себя – для животных и птиц. Он не боялся ни медведей, ни волков, ни рысей. И они не боялись его. Однажды Шишкин признался жене, что смог приручить волчицу, возле логова которой он целое лето работал: научил ее брать еду с руки. Чтобы подкормить птиц, художник крошил на свою широкополую с загнутыми краями шляпу крошки хлеба и пшеничные зерна, и так работал. И когда синицы слетали на его шляпу и плечи, он замирал и, пока птахи клевали корм, стоял недвижно, как статуя…
До конца дней неутомимый «царь леса» с альбомом и карандашом в руках вышагивал многие версты в лесной чаще. Найдя интересный лесной уголок, Шишкин располагался в нем по-хозяйски. Он расчищал кусты, бережно сгибал в сторону деревья, если они мешали ему видеть облюбованный пейзаж. Потом художник деловито устраивал себе сиденье из веток и мха, делал тут же простой удобный мольберт и располагался как дома.
На картинах Шишкина мы видели то ранее утро в лесу после ночной бури, то бескрайние просторы полей с убегающей к горизонту тропинкой, то тенистый полумрак лесной чащи».
Вот что говорил об Иване Ивановиче один из его современников, русский музыкальный и художественный критик, историк искусств Владимир Васильевич Стасов: "Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный".
В чем же заключается секрет всеобщей любви к Шишкину? Часть ответа на этот вопрос дал необычный эксперимент, проведенный советскими учеными в середине 80-х годов прошлого века. Молодые биологи, работая в лаборатории, совершенно случайно поставили стакан свежего молока перед репродукцией знаменитой картины Шишкина «Корабельная роща». Поставили – и забыли о нем. И вспомнили только на второй день. Попробовали – и удивились: молоко оказалось не прокисшим! Тогда ученые решили провести небольшой эксперимент: собрали в небольшом зале несколько известных репродукций разных художников и перед каждой поставили по стакану молока. И стали ждать. Результат, согласно строгому биохимическому анализу, оказался таким: быстрее всего молоко скисало перед картинами так называемых абстракционистов: Дали, Кандинского, Пикассо и, в особенности, перед знаменитым «Черным квадратом» Малевича. Процесс скисания в этом случае происходил очень быстро, буквально за считанные часы. Средний, или «нулевой», результат показали картины Левитана, Айвазовского, Репина и Васнецова: молоко скисало в этом случае так же, как и в «контрольном» стакане (который поставили в том же зале, но без картины). Хороший результат продемонстрировали картины Поленова, Грабаря и Кустодиева. И, наконец, лучший результат по продолжительности сохранения молока свежим показали три картины: «Березовая роща» Куинджи и две картины Шишкина: «Ручей в лесу» и «Корабельная роща». После этого эксперимента во всех кабинетах института были заменены репродукции: Дали и Пикассо отнесли в подвал, а их место заняли Куинджи и Шишкин. Сделаем вывод: один из секретов неиссякаемой народной любви к Шишкину заключается в необыкновенной положительной энергии, которую излучают его картины. Энергии, которая продлевает жизнь не только молоку, но и вне всяких сомнений, людям.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев