Галигузова Л. Н.
Трудности адаптационного периода.
Поступление
ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И
она не напрасна. Известно, что для многих детей изменения в образе жизни
часто оказываются стрессовыми, отражаются и на психическом, и на
физическом здоровье. Особенно уязвимым для адаптации
является ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок
менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом
возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще
сопровождается болезнями. От того, насколько ребенок подготовлен в
семье к переходу в детское учреждение и от того, как организуют период
его адаптации воспитатели и родители зависят и течение адаптационного
периода, и дальнейшее развитие малыша.
Изменение образа жизни
приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка.
Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность,
беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к
физическому контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно
отказывается от них, сторонится сверстников. Особенности поведения детей
в этот период во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с
флегматическим темпераментом будут вести себя скорее заторможено, а
дети с холерическим темпераментом, наоборот, будут излишне возбуждаться.
В любом случае социальные связи ребенка могут оказаться очень
напряженными, а иногда и полностью нарушенными. Эмоциональное
неблагополучие сказывается на сне, аппетите.
Меняется и активность
ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его
безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой
активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с
трудом.
Общее подавленное состояние в совокупности с тем
обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и
подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает
реактивность организма, приводит к частым болезням.
Врачи и психологи
различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Основными
показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального
самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному
миру, частота и длительность острых заболеваний.
Период легкой
адаптации длится 1-2 недели. У ребенка постепенно нормализуется сон и
аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к
окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и
сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок
достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма
выражено незначительно и к концу 2-3 недели они восстанавливаются.
Острых заболеваний не возникает.
Во время адаптации средней тяжести
нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче,
привыкание к яслям длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только
через 15-40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно
снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет
интереса к игрушкам, отказывается от занятий, не пользуется речью. Эти
изменения длятся до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в
деятельности вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное
нарушение стула, бледность, потливость, тени под глазами, пылающие
щечки, могут усилиться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко
эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое протекает,
как правило, в форме острой респираторной инфекции.
Особую тревогу
родителей и воспитателей вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок
начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва
сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют
свою роль – не предохраняют его от инфекций. Частые болезни сочетаются с
неадекватным поведением ребенка, которое граничит с невротическим
состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий
отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Он
плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; его
сон чуткий и короткий. Во время бодрствования малыш подавлен, не
интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя
агрессивно.
Тихо плачущий и безучастный, равнодушный к еде, к мокрым
штанишкам, к воспитателям и сверстникам, постоянно прижимающий к себе
свою любимую домашнюю игрушку, или, наоборот, бурно выражающий свой
протест против новых условий криком, капризами, истериками,
разбрасывающий предлагаемые ему игрушки, агрессивный – таким может быть
ребенок в период тяжелой адаптации. Улучшение его состояния происходит
очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы его развития
замедляются по всем направлениям.
Факторы, определяющие характер адаптации.
Какие факторы влияют на успешность привыкания ребенка к яслям?
Первая
группа факторов связана с физическим состоянием ребенка. Здоровый,
физически развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптации, лучше
справляется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро
утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило,
гораздо большие трудности в яслях. На состояние здоровья ребенка влияет
течение беременности и родов матери, заболевания в период
новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваний в период
перед поступлением в детское учреждение. Последующие заболевания
неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое
развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводят к
хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок
хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает
стрессовое состояние и как следствие – заболевание.
Следующим
фактором, влияющим на характер адаптации ребенка к новым условиям,
является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. Этот
фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к близким и
возникающими на этой основе невротическими формами поведения. Как это
происходит?
Привязанность к матери – необходимое условие нормального
психического развития ребенка. Она способствует формированию таких
важных качеств личности, как доверие к миру, положительное самоощущение,
инициативность, любознательность, развитию социальных чувств. Для
возникновения привязанности необходим продолжительный и устойчивый
эмоциональный контакт матери или заменяющего ее взрослого с ребенком с
первых дней его жизни. Привязанность начинает формироваться уже в первом
полугодии жизни ребенка и к концу первого года оформляется в виде
устойчивых эмоционально-личностных связей с близкими, особенно с
матерью. В первой половине первого года жизни привязанность выражается в
основном положительными эмоциями, особенной радостью ребенка при
появлении мамы. В 7 мес. ребенок начинает реагировать на ее уход
отчетливым волнением, беспокойством, тревогой. В период от 7 месяцев до
1,5 лет привязанность к матери выражается наиболее интенсивно. Иногда
чувство тревоги при разлуке с ней становится столь травмирующим, что
остается на всю жизнь как страх одиночества. Ярко выраженный страх в
семимесячном возрасте свидетельствует о врожденной чувствительности
ребенка и должен учитываться как в его воспитании, так и при решении
вопроса о том, стоит ли отдавать его так рано в ясли.
В 8 мес. малыши
начинают бояться незнакомых взрослых, прижимаются к матери, как бы
подчеркивая привязанность к ней. Страх перед чужими длится недолго, до 1
г. 2 мес. В последующем дети спокойнее воспринимают других людей, но
могут смущаться при них.
Страх, беспокойство, испытываемые детьми от 7
мес. до 1 года 2 мес. могут стать предпосылкой последующего развития
тревоги и страха. При неблагоприятных условиях тревога перерастает в
тревожность, страхи – в боязливость, становясь устойчивой чертой
характера.
Случается и так, что невротическая привязанность ребенка к
матери, к родным, обусловливается тревожностью близких, которые ни на
шаг не отпускают от себя малыша, постоянно опасаются несчастного случая,
заражая своими страхами ребенка.
Многие дети в возрасте от 6 мес. до
2,5 лет трудно адаптируются к яслям, но особенно это заметно от 8 мес.
до 1 г. 2 мес., т.е. в период, когда совпадает беспокойство при разлуке с
матерью и страх посторонних.
Не менее важным фактором, влияющим на
характер адаптации, является степень сформированности у ребенка общения с
окружающими и действий с предметами. В раннем возрасте предметная
деятельность становится ведущей, а общение происходит в основном по
поводу действий с предметами. Такое общение называется
ситуативно-деловым. В ходе делового общения у ребенка формируются особые
связи с окружающими людьми. На смену непосредственным, эмоциональным
контактам младенца с матерью и другими близкими, имеющим избирательный
характер, интимную, личностную основу, приходят контакты, в центре
которых стоит предмет. Практическое взаимодействие более безлично. Для
него не так важна эмоциональная близость партнеров, ведь все их внимание
сосредоточено на предмете. Конечно, ребенок скорее предпочтет игру с
близким человеком, чем с незнакомым, но если он умеет налаживать деловые
контакты, то ему легче отвлечься от личности партнера, а следовательно
легче взаимодействовать с посторонними, чем ребенку, владеющему одним
только опытом эмоционального общения. Это означает, что процесс
адаптации будет протекать более благополучно у малыша, владеющего
навыками ситуативно-делового общения.
Установлено, что дети, которые
испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего
имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты со взрослыми. Дома с
ними мало играют, а если и играют, то не слишком активизируют
инициативу, самостоятельность малышей. У таких детей чрезмерно развита
потребность во внимании, ласке, физических контактах. Удовлетворить эту
потребность в общении с посторонними людьми трудно. В яслях, где
воспитатели не могут уделять ребенку столько же внимания, как в семье,
он чувствует себя одиноко, неуютно. Такой ребенок предпочитает играть
один, не обращаясь к взрослому за помощью, не привлекая его к совместной
игре. Необходимого для этого возраста сотрудничества со взрослым у него
не складывается. А отсутствие навыков вступать в практическое
взаимодействие со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной
потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с
разными взрослыми. Таким образом, причиной трудного привыкания к яслям
может стать рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной
формой общения ребенка со взрослыми и становлением предметной
деятельности, предполагающей другую форму общения – сотрудничество.
Психологи
выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности
ребенка и его привыканием к яслям. Легче всего адаптация протекает у
малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно
действовать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на
предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые
игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации,
не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Они любят вместе с ним
решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрешку, элементы
конструктора. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда
войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для
этого средствами. Характерной особенностью детей, которые с большим
трудом привыкают к яслям, является низкий уровень предметной
деятельности, в том числе игровой. Такие малыши быстро пресыщаются
игрой, не могут сами найти себе занятия, постоянно требуют внимания
взрослого, капризничают, если у них что-то не получается.
Большое
влияние на течение адаптации оказывает и отношение ребенка к ровесникам.
Дети, которые с трудом привыкают к яслям, часто сторонятся сверстников,
плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к
ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в
установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность
адаптационного периода.
Таким образом, состояние здоровья, умение
общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и
игровой деятельности ребенка – вот основные критерии, по которым можно
судить о степени его готовности к поступлению в ясли и благополучного
привыкания к ним.
Следует принимать во внимание еще один немаловажный
фактор, который может осложнить период адаптации ребенка к яслям. Он
связан с психологическими особенностями родителей, особенно матери, и
характером взаимоотношений в семье. Если мать тревожно-мнительна и
слишком опекает ребенка, аффективно реагирует на все его состояния, если
она обладает конфликтным характером и предпочитает авторитарный стиль
воспитания, если родители испытываю трудности в общении с окружающими,
если в семье часто происходят ссоры, - все это может явиться причиной
невротизации ребенка и его трудной адаптации к дошкольному учреждению.
А
теперь постарайтесь ответить на вопросы анкеты, которая поможет Вам
понять, готов ли ребенок психологически к поступлению в ясли.
1. Какое общение (эмоциональное или предметное) предпочитает малыш?
2. Как ведет себя ребенок при расставании и встрече с близкими?
3. Любит ли малыш играть самостоятельно с игрушками?
4. Нужна ли ему ваша помощь в игре? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами?
5. Проявляет ли он стремление к самостоятельности в быту (хочет сам есть из ложки, умываться, одеваться и пр.)?
6. Охотно ли ребенок выполняет поручения взрослых (убрать на место игрушки, принести что-либо, помочь в каком-то деле)?
7. Как малыш реагирует на незнакомых взрослых? Охотно ли он идет на контакт с ними или проявляет страх, отказывается от общения?
8. Каким образом он налаживает контакты с "чужими" взрослыми?
9. Как ребенок относится к сверстникам? Выражает ли он радость, готовность к общению или сторонится других детей?
Если
Ваш малыш любит играть с Вами, спокойно переносит разлуку, может занять
себя каким-либо делом, обращаясь за помощью в случае необходимости,
охотно выполняет Ваши просьбы и умеет совершать простые действия по
самообслуживанию, охотно идет на контакт с незнакомыми людьми, активен и
доброжелателен по отношению к сверстникам, Вы можете не тревожиться о
том, что у него возникнут серьезные трудности при поступлении в ясли. Он
готов к изменениям в своей жизни.
Но вот наступил момент, когда Вы
определили, в какие ясли и к какому воспитателю попадет Ваш малыш.
Вероятно, у Вас есть время подготовиться к первому посещению ребенком
ясельной группы, сделать его переход к новому образу жизни наиболее
безболезненным. Постарайтесь сделать это следующим образом.
Как помочь ребенку адаптироваться к яслям?
Предварительно
познакомьтесь с будущим воспитателем Вашего малыша и обстановкой в
которой ему придется проводить большую часть дня. Побеседуйте с
воспитателем об индивидуальных особенностях ребенка, о его предпочтениях
и вкусах в еде, играх и игрушках, о протекании режимных моментов. Это
поможет воспитателю лучше наладить взаимодействие с малышом с первых
дней его пребывания в яслях. Хорошо, если Вы познакомите ребенка с
воспитателем, и некоторое время будете ненадолго приводить малыша в ясли
на детскую площадку в то время, когда на ней играют дети, а также в
группу, где ребенок познакомится с новой обстановкой, с игрушками.
Главное – заинтересовать малыша новой для него ситуацией, вызвать у него
желание еще раз придти в ясли, предупредить возникновение страха перед
незнакомыми взрослыми и детьми.
Даже в том случае, когда ребенок не
испытывает особых затруднений при переходе из семьи в дошкольное
учреждение, родителям или близким малыша не следует сразу же разлучаться
с ним на целый день. Иногда ребенок не сразу понимает, что мама надолго
оставляет его одного в незнакомой или малознакомой обстановке. Его
переживание одиночества может быть отсроченным, оно может возникнуть
спустя несколько дней после первого посещения яслей. Для того чтобы
ребенок постепенно привык к новым условиям жизни, следует постепенно
формировать у него привычку и желание ходить в ясли. Наилучшим образом
адаптация может проходить с участием мамы ребенка.
Есть дети, которые
без особых проблем включаются в коллективную жизнь. В таком случае мама
может сама ввести ребенка в групповую комнату, побыть с ним немного, а
затем попрощаться и уйти, пообещав скоро вернуться.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев