В зале-гостиной музея усадьбы А.Я. Мирковича в углу стоит рояль. Посетитель может пройти мимо – стоит и стоит, что ж? Инструмент, конечно, изысканный, но явно не то, что может привлечь особое внимание. А в таком интерьере – богатой помещичьей усадьбе второй половины 19-го - нач. 20-го вв., в гостиной дома Мирковича, он смотрится органично и естественно, словно часть пространства комнаты как стена или окно.
А между тем, это один из ценнейших экспонатов нашего музея. Вещь необычная, редкая.
Концертный рояль изготовлен в позапрошлом веке. Маленькая деталь, на фотографии обратите внимание на горизонтальные полочки сверху – это место для подсвечников. Иначе как вы сможете рассмотреть ноты? Электричество? Нет, не слышали.
На передней панели значится «Schröder». По-русски эта фамилия повторяется на специальном эмалевом логотипе, спрятанном под крышкой рояля. Как пишут специалисты, это одна из немногих русских музыкальных марок, которые получили всемирно-историческое признание.
Началась наша история давно, в начале 19 века. После того как отгремели наполеоновские войны, в 1815 году из родного Штральзунда, немецкого городка на Балтике, в Российскую империю перебрался молодой 21-летний «клавикордный мастер» Иоганн Фридрих Шрёдер.
Иоганн-Фридрих Шрёдер - основатель династии. Источник фото dom-shreder.ru
Вскоре он обосновался в столице и открыл мастерскую по изготовлению клавишных музыкальных инструментов. Сами Шрёдеры считали датой основания своего торгового дома 1818 год.
Несколько поколений семьи жило в России, став составной частью очень своеобразной, сыгравшей значительную роль в нашей истории и культуре, прослойки «русских немцев».
Все члены династии занимались одним делом – дарили людям возможность исполнять и слушать музыку. Сын Иоганна Карл Иванович расширил дело. На Петроградской стороне у него была фабрика, где применялись современные станки и паровые машины. На Невском проспекте он купил роскошное здание, в котором разместилась контора «Торгового дома Шрёдер», музыкальный магазин и салон. В 70-х годах их предприятие стало называться «Первая паровая фабрика фортепиано и роялей К.М. Шрёдера».
С этого времени начинается самая блистательная часть нашей истории. Карл Иванович выступил новатором не только по части использования высокотехнологичного оборудования в столь деликатном деле. Он сделал целый ряд нововведений, придавших роялям тот вид, который они сейчас имеют. Например, придумал перекрёстное расположение струн, что позволило уменьшить габариты, одновременно улучшив качество звука, стал снабжать рояли роликами для перекатывания, скрыв их в ножках.
В 1872 году компания победила на лондонской промышленной выставке и получила в Москве большую золотую медаль. С 1880-го Карл Шрёдер - поставщик Двора Его Величества Императора Всероссийского, обладатель высшего знака качества, член Гильдии Поставщиков Двора. А вообще, Шрёдеры стали поставщиками пяти царствующих дворов Европы: среди них – Австрийский, Английский, Датский.
Торговый дом Шрёдера на Невском проспекте в С.-Петербурге. Источник фото dom-shreder.ru
Именно с этого времени на их эмалевом логотипе появился государственный герб российской империи – двуглавый орёл. Он играл роль знака качества, использовать которые могли только поставщики двора.
В начале двадцатого века Шрёдеры купили другую знаменитую фабрику роялей – «Беккер», перестроили и усовершенствовали производство, выпускали инструменты уже под двумя, выражаясь современным языком, лейблами. После национализации фабрика Шрёдеров стала называться «Фабрикой имени Луначарского». Сначала там пытались продолжить изготовление роялей, но с середины двадцатых перешли на изготовление народных щипковых музыкальных инструментов – домр, балалаек, гитар... Закрылась в 2005 году. Судьба членов разросшегося семейства сложилась по-разному. Одни прошли через белые армии и оказались в эмиграции. А например, Иван Карлович Шрёдер оставался в СССР до 1935 г. После сумел перебраться - сначала в Ригу, затем в Германию. У него были три дочери и сын Александр. Он 1938 года рождения, сейчас живёт в США.
А один из роялей Шрёдеров стал экспонатом в нашем музее. Что огорчает, рояль расстроен и, к сожалению, играть на нём нельзя. За предметом мы видим и человеческую историю, и часть истории нашей страны. В.О. Ключевский как-то заметил, что историю несправедливо называют учительницей жизни. «Нет, - сказал гениальный историк, - она не учительница, скорее классная надзирательница. Сама ничему не учит, но жестоко наказывает за невыученные уроки».
Дмитрий КОРОЧКИН, научный сотрудник МБУК «Одоев - город музей»
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев