13 августа 1942 года в р-не с. Воробьёвка в расположение ОП прорвались автоматчики. Необходимо было вывезти орудие из-под обстрела и тов(арищ) Пешехонов на 2-х корнях вывез 2,5-тонное орудие». Понятно, что только на первый взгляд на передний план помещены животные. А по сути, главный герой – это ефрейтор Пешехонов, при помощи «друзей» спасший свою зенитку. Ну «а ходить корнями» означает основных «коренных» коней в упряжке.
Вот другой пример, когда в заголовок вынесено даже не животное, а неодушевлённый предмет – оружие. Автомат 12316.
«Автомат пользуется большой славой в 5 ГКП (гвардейском кавалерийском полку). Он принадлежал лучшим автоматчикам полка. Автоматчик Иваночкин Василий в августовских боях убил из него 35 фрицев. После ранения Иваночкина автомат достался Дунщину Владимиру, который убил из этого автомата 25 фрицев, сам также был ранен.
Автомат принял Вдовин Иван, который в мартовских боях из автомата убил 9 немцев. В бою Вдовин был ранен. Автомат принял гв. сержант Батюшин, который в мартовских боях успел из него убить 4 гитлеровцев. Свыше 70 немцев, уничтоженных в боях, имеет на своём счету славный автомат № 12316».
Автомат, о котором идёт речь, – это пистолет-пулемёт ППШ-41. В сорок первом году оружие сравнительно редкое.
В воспоминаниях Белова есть эпизод разговора со Сталиным, когда корпус перебрасывали из вод Серпухова под Каширу, чтобы удержать Гудериана на Окском рубеже. В 16 веке об обороне на Оке говорили просто «берег», «береговая служба», «стояние на берегу». Всей России было понятно без уточнений, о берегах какой реки идёт речь. В сорок первом в боях под Каширой Белов положит предел наступлению южной «клешни» прорывающейся к Москве фашистской орды. Перед этой решительной схваткой Сталин спросил Павла Алексеевича, чем помочь корпусу. «Дайте мне тысячу ППШ», - сказал генерал. Пистолеты-пулемёты были выданы. Но экземпляр «12316» (обратите внимание на номер, какой маленький) вообще из первых, поставленных в войска в самом начале войны.
Оставим в стороне числовые данные о том, сколько фрицев накрошили «беловцы» из одного единственного ППШ. Если бы то, что сообщали о потерях противной стороны и у нас, и в Германии соответствовало действительности, вермахт и Красная Армия взаимно истребили бы друг друга ещё в году сорок третьем. Дело не в цифрах, а в том, что мы можем перечислить имена тех автоматчиков, каждый из которых внёс свой вклад в то, чтобы война закончилась в Берлине, а не в Москве. Фронтовая реальность – одна единица оружия, неполный календарный год войны – и он уже прошёл через руки четверых бойцов. И сколько ещё Василиев, Владимиров, Иванов сожмут его в своих ладонях…
В «Журнале» более сотни персоналий, несколько сотен боевых эпизодов. При знакомстве с содержанием сразу пришла мысль поискать, вдруг получится наткнуться на описание событий, связанных с боями при освобождении Одоева и Одоевского района. Даже один такой факт, одно такое имя – для каждого одоевца абсолютно бесценны. Особой надежды на успех не было. В боевом пути Гвардейского корпуса бои на одоевской земле – краткий эпизод, всего три-четыре дня из тысячи четырёхсот восемнадцати.
Дмитрий КОРОЧКИН
Продолжение следует...
Нет комментариев