Установлено, что медведи, бродя по дрейфующим льдам, всегда двигаются в противоположную дрейфу сторону, хотя льды во время дрейфа описывают замысловатые кривые. Однако медведь постоянно выбирает совершенно точное направление. Каким образом он это делает, ещё не ясно.
Но всегда ли, всё ли время бродит медведь? Тоже пока не очень ясно. Как ведут себя самки в берлогах с детенышами, это уже более или менее изучено, а что делают в это время самцы, можно только предполагать. Точно неизвестно. Впрочем, неизвестно в жизни этих животных ещё многое. Можно предположить, что они обладают какими-то навигационными способностями.
Прежде думали: белый медведь – неутомимый бродяга, кочует по дрейфующим льдам всей Арктики, нигде особенно долго не задерживаясь. Теперь замечено, что белые медведи более привязаны к определённым местам, к тем особенно, где есть открытая, свободная ото льда вода. Зимой это южные окраины арктических льдов. Летом белые медведи разбредаются шире, некоторые почти до Северного полюса (до 88 градуса северной широты). Но ещё много загадок в миграциях белых медведей.
Зоолог с Аляски Джек Лентер пометил более двухсот белых медведей. Некоторых из них позднее обнаружили за тысячу километров, других же – почти на том же самом месте, где они были помечены. С дрейфующими льдами, которые в небыстром, но постоянном круговороте гигантской каруселью крутятся вместе с водами Северного Ледовитого океана по часовой стрелке – от Гренландии, скажем, к Канаде, Аляске и дальше к сибирским берегам, путешествуют по Арктике и белые медведи.
Интересно, что у белых медведей есть постоянные спутники (песцы, белые чайки и вороны, оставшиеся зимовать в Арктике), которые неотступно следуют за ними в течение всей зимы и прикармливаются остатками их добычи. Весной или в начале лета нахлебники покидают медведей и переходят на другие корма, которых в тёплое время становится больше, особенно на территориях соседней зоны – тундры.
Очень возможно, что белые медведи способны к долгосрочному прогнозированию погоды. Самки всегда устраивают берлоги там, где во время сильных метелей и буранов снег не будет сдуваться ветром. Но как они узнают, какие ветра будут господствовать в предстоящую зиму? А ведь узнают как-то, потому что места выбирают всегда верно.
Можно предположить, что, кроме известных уже людям приспособлений для жизни в Арктике – тёплой шубы, подкожного жира, находящегося в полужидком состоянии, печени, содержащей огромное количество витамина А, – у него есть и другие приспособления. И люди, безусловно, выяснят это. Выяснили же совсем недавно, что обмен веществ у белого медведя не такой уж интенсивный, как можно было предположить у жителя холодной страны. Выяснили же, что эти полярники не так уж любят холод, как предполагалось, и тепло им больше по душе (конечно, не жара). Выяснилось же недавно, что медведи в случае длительной бескормицы залегают в берлоги-ямы, вырытые на берегу, и погружаются в спячку. Причём сделать это могут в любое время года, когда наступают неблагоприятные для них условия.
Нет комментариев