КЕТЫ
Кеты (самоназв.: кет — «человек», кето, денг, остяки) — коренной народ Красноярского края. Живут в среднем и нижнем течении Енисея дисперсными группами. Общая численность в России, по данным красноярских ученых, не превышает 1,3 тысячи человек (по переписи населения 2002 г. — 2 тыс. чел.).
Кетский язык является уникальным в своем роде языком-изолятом. Он единствен ный представитель особой енисейской группы палеоазиатской семьи. Известны два диалекта: имбатский и сымский (югский). Последний принято считать в настоящее время самостоятельным языком. Письменность с 1980-х гг. — на основе русской графики.
Верующие кеты — православные, часть придерживается традиционного культа (шаманизм), появляются последователи евангельского христианства.
Этногенез
Термин «кет» вводится в обиход в 1920-е годы. Ранее в русской литературе кеты были известны как остяки, енисейские остяки, енисейцы. Предки кетов издавна жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями т. н. енисейскоязычных народов: аринов, ассанов, яринцев, тинцев, бахтинцев, коттов и др.
Некоторые кетоязычные группы в IX—XIII вв. ушли на север, осев на среднем Енисее и его притоках. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура. В дальнейшем кеты продвигались на север вплоть до рек Турухан, Курейка и озера Мадуйское, вытесняя оттуда или ассимилируя энцев.
Оставшиеся на юге енисейские племена были постепенно к XVIII—XIX вв. ассимилированы окружающими их народами. В частности, енисейцы участвовали в формировании отдельных групп хакасов (качинцев), тувинцев, шорцев, северных алтайцев.
Традиционные занятия
Исконными занятиями кетов были пешая охота на копытных (лось, олень), водоплавающую и боровую дичь, массовый лов рыбы котцом (загородка с плетеной ловушкой). С введением ясака, а затем развитием товарных отношений первое место занимает пушной промысел (соболь, белка).
Орудия промысла — лук и стрелы — использовались для охоты на все виды животных и птиц вплоть до 1930-х годов. Северная часть кетов заимствовала у ненцев в ограниченных размерах транспортное оленеводство, которое полностью исчезло в 1970-е годы.
Кетские охотники передвигались на широких лыжах из ели, оклеенных снизу камусом. Груз перевозили на подвижной ручной нарте. Тащить ее помогала собака. Для передвижения по воде использовались большие дощатые лодки-илимки (грузоподъемность до четырех тонн) с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой. На мелководье и озерах широко применялись выдолбленные из осины лодки-ветки.
Домашними занятиями мужчин были обработка дерева, кости, рога, кузнечество. Кетские луки и орудия труда (ножи, скребки и др.) славились на Енисейском Севере и служили предметом обмена. Женщины выделывали шкуры и бересту, изготавливали из них одежду, предметы утвари.
Традиционное жилище
Традиционным для кетов жилищем является полузем¬лянка (баннус — земляной чум) с квадратным каркасом из бревен и земляным покрытием, а также конический чум (кус), покрытый берестяными тисками (сшитые куски бересты). В качестве временного жилища использовались сводчатые шалаши из гнутых прутьев, крытые берестой. В летний период на рыболовных угодьях жили в лодках-илимках.
С переходом на оседлость у кетов появляются срубные дома. К концу 1950-х гг. кеты окончательно отказываются от землянок. Чумы еще используются, но только в качестве временного жилья на промысле.
Национальный костюм
Национальная одежда: стеганый суконный кафтан на подкладке из заячьих шкур, меховая парка (короткая у мужчин, длинная у женщин) из оленьей шкуры. Женской одежде присущи более яркая цветовая гамма, бусы, пояс из цветной (чаще красной) ткани. Нижняя одежда и летняя обувь изготавливались из ровдуги. Зимняя обувь состояла из мехового черка и суконных голенищ.
Северные кеты-оленеводы зимой надевали меховую парку с капюшоном и меховую обувь. Головным убором всех сезонов зачастую служил покупной платок, который складывался по диагонали и завязывался под подбородком. Охотники для защиты лица от ветра, а глаз от блеска весеннего снега поверх ситцевого платка надевали налобник из плотно нанизанных на ремешок беличьих хвостов.
Национальная кухня
Традиционная пища — вареная и жареная (на рожне) рыба, мясо. Использовались заготовленные впрок вяленое мясо и рыбопродукты — юкола и порса, рыбий жир. Готовили на костре, пресные лепешки выпекали из муки в золе костра или глинобитной печи. Летом рацион кетов дополнялся ягодами, клубнями сараны, черемшой. Пили отвары трав, заменявшие покупной чай.
Семейно-бытовые отношения
С конца XVIII в. кеты объединились в управы, внутри которых жили отдельными стойбищами из нескольких семей. К началу XX в. у кетов преобладали малые семьи. Браку предшествовал сговор и сватовство. Центральным моментом сговора был обряд с котлом. Родственники жениха наполняли подарками (беличьи шкурки, платки) медный котел и относили к чуму невесты. Перевернутый котел означал отказ, принятие подарков — согласие на брак. После этого стороны договаривались о выкупе (калыме) за невесту.
Национальные особенности ярко проявляются и в похоронной обрядности. У кетов бытовало несколько видов захоронений, в частности, в земле и воздушное. К XIX в. воздушное захоронение применялось только в отношении шаманов и детей. Покойника укладывали в яму на спину, головой к востоку, закрывали двумя досками. На могиле устанавливалась палка с развилкой, позже — православный крест. Особенностью является привязывание к кресту лоскутов белой материи. Встречались захоронения в перевернутой лодке. Воздушные захоронения устраивались в пне срублен¬ного дерева или на помосте. Сопроводительный инвентарь ломался и портился.
Религия
Хотя кеты официально считались обращенными в православие еще в XVIII в., у них сохранялись традиционные верования и культы, сформировавшиеся на основе ранних мифологических представлений о мире. В образе верховного бога Есь олицетворялись небо и связанные с ним явления природы. Ему противостояла хозяйка севера и носительница зла Хоседэм, насылающая беды, порчу, мор и болезни. Юг персонифицировался в образе хозяйки перелетных птиц Томэм.
Существовали культы огня, духов — семейных охранителей, духов — хозяев отдельных мест и промысловых животных. Особое место занимал ритуал по случаю добычи медведя (медвежий праздник), в образе которого, считалось, в гости к живым является умерший родственник.
Шаманство у кетов не было профессиональным. Главной функцией шаманов было лечение и предсказание.
Фольклор и народное творчество
Фольклор кетов включал в себя космогонические сказания и мифы: о происхождении мира и человека, мифическом Альбэ, его борьбе с Хоседэм и превращении его в каменный хребет на восточном берегу Енисея, о богатыре Бальнэ. Распространены сказки о животных, о покровителе и хозяине лесных зверей Кайгусе, посылавшем промысловую удачу, о злой Кэлбэсам, обманывающей людей, и т. д. Были популярны также загадки и песни-импровизации.
В качестве музыкальных инструментов использовались варган (из кости или дере-ва), играющая струна-жила, музыкальный лук и смычковая лютня.
Традиционное изобразительное искусство — вышивка подшейным волосом оленя, резьба по кости, дереву, орнаментация бересты, меховая аппликация и др.
Численность и расселение
К концу XIX в. в Енисейской губернии кеты насчитывали 993 человека при явном преобладании мужчин (54,2 %). Советская перепись 1926 г. зафиксировала их максимальную численность в 1 402 человека. Во второй половине XX в. количественный состав кетов стабилизировался на уровне 1 000 человек.
По переписи населения 2002 г., в Красноярском крае проживает 1 189 кетов (рост с 1989 г. на 21 %), из них 739 человек — в Туру ханском районе, 211 человек — в Эвенкийском АО. Доля мужского населения у кетов — 48,3 %, городского — 16,7 %. На молодежную возрастную группу (до 16 лет) приходится 32,7 %, трудоспо-собного возраста — 60,1 %, старше — 7,2 %.
К настоящему времени в Красноярском крае имеется шесть территориально ком-пактных групп проживания кетов: елогуйская (пос. Келлог на р. Елогуй), сургутихинская (пос. Сургутиха на одноименной речке), пакулихинская (пос. Бакланиха на Енисее), курейская (пос. Серково на р. Курейка и пос. Мадуйка на оз. Мадуйское) — все в Туруханском районе; сымская (ок. 40 кетов-югов в пос. Сым на одноименной реке) в Енисейском районе.
Шестая группа — подкаменнотунгусская (пос. Суломай на р. Подкамен-ная Тунгуска) — административно отошла в 1960-х гг. к Бай кит ско му району Эвенкийского АО. В начале XXI в. пос. Суломай был буквально уничтожен разрушительным наводнением.
Благодаря помощи властей, христианских общин и зарубежных благотворительных фондов, главным образом — фонда им. Ф. Нансена, поселок за короткий срок был заново отстроен со всей инфраструктурой на новом месте.
Всего в Красноярском крае имеется девять поселков компактного проживания кетов, из них только Келлог и Суломай можно считать моноэтническими.
Культура
В 1980-е гг. для кетов была разработана письменность, и в ряде поселков началось преподавание родного языка в начальных классах. К 2004 г. кетский этнокомпонент (родной язык как предмет, история и обычаи, традиционное природопользование) применялся в восьми школах Красноярского края и Эвенкии. Помимо этого в национальных факториях Туруханского района работало шесть дошкольных учреждений, девять библиотек и восемь клубов. В самом райцентре в 2002 г. было открыто ПТУ, где кетская молодежь обучается специальностям охотника-промысловика, мастера по пошиву национальной обуви, хозяйки усадьбы.
Однако в целом перед кетами стоит реальная угроза утери родного языка. На сегодня лишь 35,6 % из них признают кетский язык родным, свободно им владеют 22,2 % (а среди детей — менее 10 %). Ситуация будет усугубляться по мере возрастания у кетов удельного веса смешанных семей: в 1991 г. было 41,1 % мононациональных браков, в 2001 г. — 36,1 %.
В общественной жизни интересы кетского со об щест-ва представляют различные общественные организации. В середине 1990-х гг. были созданы краевая Ассоциация кетского народа (президент М. В. Максунова), Ассоциация КМНС Туруханского района «Наша Земля» (президент О. Л. Синникова), Ассоциация КМНС Енисейского района (президент В. В. Топков), Туруханская районная Ассоциация малых и коренных народов Севера (президент Н. В. Новик).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1