8 февраля 1837 года на окраине Петербурга за Чёрной речкой состоялась дуэль поэта Александра Сергеевича Пушкина с бароном Жоржем Дантесом. Несмотря на то, что у Пушкина за плечами было не менее 30 дуэлей, этот поединок стал для поэта роковым.
Это была уже вторая попытка Пушкина с Дантесом стреляться. Первого поединка Дантесу удалось избежать при помощи женитьбы. Он взял в жёны сестру Натальи Гончаровой Екатерину.
Поэт решился, что не пристало стреляться со своим родственником и отказался от дуэли. Хотя пистолеты для неё уже прикупил.
Что же заставило поэта, имеющего на тот момент жену и четверых детей, так рисковать жизнью?
Дантес долго пытался соблазнить жену Пушкина Наталью Гончарову. Он и его приёмный отец Луи Геккерн постоянно распускали о ней сплетни.
Накануне дуэли Пушкин писал Геккерну:
«Я не могу позволить, чтобы ваш сын, после своего мерзкого поведения, смел разговаривать с моей женой, и ещё того менее — чтобы он отпускал ей казарменные каламбуры и разыгрывал преданность и несчастную любовь, когда он просто плут и подлец».
Последней каплей терпения Пушкина стало анонимное письмо, в котором было написано, что Наталья Гончарова состоит с Дантесом в любовной связи.
После этого, несмотря на родственные связи, Пушкин снова вызвал Дантеса на дуэль.
Условия дуэли были довольно жёсткими — противников разделяли всего 10 шагов. Начав движение, они могли стрелять в любой момент. Первый стрелявший должен был оставаться на месте, пока соперник в него не выстрелит.
В тот роковой день, 8 февраля, Пушкин никому не сказал, что идёт стреляться. Никто из родных и близких поэта не знал, что он идёт на дуэль.
Встреча была назначена на 17 часов возле Чёрной речки.
Опытный дуэлянт Пушкин практически никогда не стрелял первым. Так вышло и в этот раз. Первым выстрелил Дантес, ранив поэта в живот. Пушкин упал, но выстрелил в ответ, пуля попала Дантесу в руку.
У Пушкина развилось сильное кровотечение, а врача не было, и нечем было наложить повязку на рану.
По оценке М.Ундермана, Пушкин потерял 2 литра крови.
На санях его довезли до Комендантской дачи, где Дантес предложил Данзасу для перевозки раненого карету, которую ему прислал Геккерн.
Красивый жест!
Если бы Пушкин знал, чья это карета, он, конечно бы, отказался, но Данзас сказал, что это он нанял карету.
Пушкина доставили домой.
Все время до самой смерти он был в сознании.
Пуля пробила кишечник поэта в нескольких местах и, раздробив часть крестцовой кости, застряла поблизости от нее.
Пушкин держался мужественно, но был момент, когда он, не выдержав мучительной боли, хотел застрелиться.
Данзас успел отобрать у него пистолет, уже спрятанный под одеялом, сказав:
"Не нужно, Сверчок" (лицейское прозвище Пушкина).
Рана Пушкина оказалась смертельной. Поэта везли домой около полутора часов, за это время он потерял много крови. Два дня поэт мучился от боли, а на третий день скончался.
«Солнце русской поэзии закатилось», — написали тогда в газетах.
Некоторые исследователи считают, что Пушкин вовсе не умер, а инсценировал свою смерть, чтобы убежать от многочисленных долгов. Поэт задолжал 60 000 рублей — по тем временам непомерная сумма.
Приверженцы этой версии считают, что Пушкин уехал в Париж и стал жить там под именем Александр Дюма. Якобы эти писатели похожи внешне, оба имели африканские корни, имели схожие характеры и т. д. А самое главное, что о Дюма стало известно как раз вскоре после смерти Пушкина! До этого такого человека никто не знал.
Что же касается Дантеса, то он был лишён всех чинов и выслан из России. Он был вынужден уехать к себе на родину, во Францию. Там он сделал неплохую политическую карьеру, причём, по его собственным словам, в России таких успехов он бы вряд ли достиг. Дантес благополучно дожил до 83 лет и скончался в своём поместье в кругу семьи.
Нет комментариев