Он хотел сделать красивыми не только звезд, но и обычных женщин. До начала 20-х годов пользоваться косметикой считалось крайне неприличным, это прощалось лишь актрисам театра или кино, а также женщинам легкого поведения. Но он знал, что косметика делает женщину красивее и выразительнее, и очень хотел, чтобы представительницы прекрасного пола это поняли. Благодаря Максу Фактору косметикой в Америке стали пользоваться и обычные - «порядочные» - женщины.
Максимилиан Абрамович Факторович родился 15 сентября 1877 в городе Здуньская-Воля. Этот город входит в Лодзинское воеводство, отсюда происходит путаница и неверное указание во многих статьях местом рождения Макса города Лодзь. Тогда это была территория царской России, а сейчас — современная Польша. Он рос 11-м ребенком в семье. С ранних лет был вынужден работать, чтобы помочь родителям. Максимилиан с семи лет продавал фрукты и конфеты в театре, актрисы которого с радушием пускали к себе в гримерные маленького и милого торговца. Он же с интересом смотрел за тем, как словно по волшебству они менялись на глазах до неузнаваемости. В 8 лет он стал помощником аптекаря и получил начальные знания в области химии, а в 9 лет уже был ассистентом ведущего косметолога и специалиста по парикам в Лодзи. Позже он устроился к считавшемуся лучшим в городе берлинскому стилисту и набрался опыта в его команде. В возрасте 14 лет Максимилиан Факторович переехал в Москву и поступил на службу в Большой театр, где изготавливал парики для артистов. Затем отслужил 2 года в армии в медицинском корпусе. После демобилизации, в 1895 году, он открыл свой магазин в Рязани по продаже кремов, духов, париков и румян. Вся продукция изготавливалась Факторовичем ручным способом. (Дом, в котором был его первый магазин, сохранился — он находится в городе Рязани, на Соборной улице, д. 48). Однажды в Рязани остановилась театральная труппа, и через несколько недель продукцию польского еврея уже знали при дворе. Его клиентами стали коронованные особы царского двора. Вскоре Максимилиан Факторович получил должность главного гримера в Императорском оперном театре. На протяжении 9 лет он являлся личным консультантом Николая II. Он поставлял продукцию театрам и придворным, консультировал и изготовлял индивидуальные косметические средства, буквально еле успевая выполнять заказы: «Все мое время занимало индивидуальное консультирование, я показывал им, как подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки их лиц». Платили, конечно, щедро, но и требовали полной отдачи и чуть ли не постоянного нахождения при дворе. Судя по изложенной биографии Макса, даже жениться ему пришлось тайком, а троих детей, рожденных за 5 лет работы при дворе, он видел лишь урывками. Устав от такой жизни и почувствовав все более нараставшую волну антисемитских настроений, скопив к тому времени более чем весомое состояние, Факторович решил уехать в Америку, где к тому времени у него уже обосновались родственники. Сложность была в том, что Максимилиан был всегда на виду, всегда под охраной. Осознав, что просто так откланяться и уехать у него, скорее всего, не получится, он решил действовать хитростью. Договорившись предварительно со знакомым врачом, он покрыл себя желтоватым гримом, изображая всем своим видом неподдельную боль от внезапного недуга. Доктор заверил всех, что косметологу нужен отдых, и предложил отправить его в Карловы Вары. Факторовича отпустили, но с охраной. От нее ему потом удалось сбежать и - да здравствует свобода!
Длинное еврейское имя тут же было сокращено на американский манер - Макс Фактор. А родственники помогли открыть в 1904 году собственный магазин уже в Америке, в городе Сент-Луисе, штат Миссури. В 1908 году Фактор вместе с семьей переехал в Лос-Анджелес. Новый магазин расположился на Голливудском бульваре. Однажды Макс, прогуливаясь, заметил стайку девиц, куда-то спешащих. Его внимание привлекло то, насколько ужасно они загримированы. Проследовав за ними, Фактор оказался на съемочной площадке. Грим тех времен был далек от совершенства. Дикая смесь муки, сала, вазелина и крахмала засыхала на лице, а при любом движении мышц трескалась. На экране это выглядело отвратительно. Но Макс знал: он может сделать иначе.
В 1910 году Фактор создал первый макияж, разработанный специально для кино. Визажист придумал грим в виде жидкого крема. Он не просто прекрасно ложился на кожу, но и имел 12 оттенков. Это был также первый макияж, который был упакован в тюбики. Впервые изобретение было протестировано на актере Генри Уолтхоле. Затем крем стали использовать голливудские актеры-комики Чарли Чаплин, Бастер Китон, Фатти Арбакль. Новый макияж предоставил им полную свободу мимики.
Следом за гримом, в 1914 году, появился прообраз современной туши, которую Фактор назвал «косметикой для создания капель на глазах». В 1916 году образцы декоративной косметики Max Factor&Co появились в розничной продаже, продукцией стали пользоваться девушки, не имеющие отношения к кино или театру. Женщины внимательно следили за тем, как выглядели звезды на экране, копировали их образы. Как только в макияже знаменитостей появлялось что-то новое, девушки отправлялись за этим в магазины Max Factor&Co. Для актрисы Клары Боу визажист создал особый контур губ «Лук Купидона» в форме сердечка. Грете Гарбо Макс Фактор посоветовал подчеркивать глаза тушью и наносить тени. Для Рудольфа Валентино он создал специальный крем, который маскировал его темную кожу на экране.
В 1918 году визажист предложил сенсационный подход, первым озвучив принцип «Цветовой гармонии» в макияже, согласно которому косметические средства должны соответствовать тону и типу кожи, оттенку волос, цвету глаз, пропорции лица, также следует учитывать тип освещения. Раньше об этом даже не задумывались!
В 1920 году Макс Фактор ввел в широкое употребление термин «makeup», основанный на значениях глагола «to make up» (нарисовать, сделать лицо). В 1922 году Макс Фактор посетил штаб-квартиру Leichner в Германии, чьим дистрибьютором он являлся. В компании к нему отнеслись высокомерно и заставили ждать аудиенции. Макс Фактор, так и не встретившись с руководством, покинул приемную. После этого визажист отправил телеграмму своим сыновьям Дэвису и Фрэнку, чтобы они перестали продавать продукцию Leichner и начали производить театральный грим под собственным брендом. Компания Max Factor стала выпускать крема в жидком виде в тюбиках. Вскоре новый грим вытеснил с рынка продукцию Leichner. Дэвис был назначен генеральным менеджером компании, Фрэнк помогал отцу разрабатывать новые косметические продукты.
В 1925 году компания выпустила пудру бежевого цвета «Max Factor’s Supreme Nail Polish» для ногтей, которая придавала им блеск. В том же 1925 году компания получила заказ на 600 галлонов (2 700 литров) грима светло-оливково цвета для съемок фильма «Бен-Гур» (Ben-Hur). В фильме было много массовых сцен и он снимался в США и в Италии. Такое количество грима было необходимо, чтобы у американских актеров и их более смуглых итальянских коллег был одинаковый цвет кожи.
В 1926 году Макс Фактор создал водостойкий макияж для съемок кинокартины «Mare Nostrum». В 1927 году визажист предложил использовать для ногтей два лака, на кончики наносить белый, а на основную часть – бледно-розовый. Изобретение являлось прототипом современного французского маникюра. В 1928-м Макс Фактор представил косметическую линию, разработанную специально для черно-белых фильмов. В этом же году визажист получил премию Оскар «За вклад в развитие кинематографа». Для рекламы своей продукции Макс Фактор приглашал голливудских звезд. Визажист платил знаменитостям 1 доллар. Реклама была выгодной обеим сторонам. Как правило, она выходила накануне премьеры очередного фильма, кассовые сборы от этого только росли. Продукцию Max Factor рекламировали Вивьен Ли, Грета Гарбо, Бетти Грейбл, Рита Хейворт, Клара Боу и др.
В 1929 году, с развитием звукового кино, использовать старые карбоновые источники света стало невозможно, так как они издавали сильный шум. Произошла замена старой ортохроматической пленки на панхроматическую, чувствительную ко всему диапазону видимого света. Снимать кино со старым макияжем стало невозможно, при новом освещении лица актеров получались слишком темными. В течение шести месяцев Макс Фактор создавал макияж, получивший впоследствии название «Panchromatic». В 1930 году Макс Фактор изобрел блеск для губ.
Визажист был великим экспериментатором. Например, однажды решил проверить, насколько стойкой является новая губная помада. Первоначально ее тестировали сотрудницы, но вскоре девушки устали. И тогда Макс придумал «машинку для поцелуев». Она представляла собой мужские и женские губы, которые сливались в поцелуе. На женские губы была нанесена помада. Результат определяли по количеству отпечатков, после которых помада стиралась. В 1935 году визажист открыл «Студию макияжа Макса Фактора». В салоне располагалось 4 кабинета, предназначенных для подбора макияжа женщинам «разных цветовых типов». Голубой зал, был отведен для блондинок. Зеленый кабинет посещали рыжеволосые. Розовый зал был отведен для брюнеток. Персиковый кабинет предназначался для шатенок. При посещении «Студии макияжа Макса Фактора» женщины заполняли анкету, в которой отмечали цвет глаз и волос, тип кожи и пр. Использовалась удивительная конструкция под названием «Калибратор красоты». Калибратор надевали на голову девушек и измеряли параметры лица и то, как они соотносятся со стандартами. После этого сотрудники компании составляли наиболее точно список рекомендуемых косметических средств для макияжа, который замаскирует недостатки внешности и подчеркнет достоинства.
В 1932 году визажист начал разрабатывать грим «Телемакияж», предназначенный специально для телевидения. В 1934 Макс Фактор создал жидкую эмаль для ногтей. В середине 30-х гг. Макс Фактор занялся созданием макияжа для цветного кино. На смену пленки «Panchromatic» пришел новый стандарт – «Technicolor». Однако разработал новый грим сын Макса Фактора Фрэнк, так как его отца сбил грузовик, и в течение года визажист проходил курс реабилитации после автомобильной аварии. На создание макияжа для цветного кино ушло около двух лет. В 1937 году была представлена пудра в плотной спрессованной форме. Она продавалась в круглой коробочке под названием «Pan-Cake» (блинчик). Пудра ровно ложилась, не ловила отражений и была доступна в любой цветовой гамме. Впервые ее использовали в кинокартине «Vogues of 1938». В конце фильма в титрах было обозначено, что макияж был предоставлен компанией Max Factor.
В 1938 году Макс Фактор и его сын Дэвис находились в Европе по делам компании. В этот период основателю Max Factor пришло анонимное письмо с требованием выплатить сумму денег в обмен на его жизнь. Полиция попыталась поймать преступников, но на назначенную встречу мошенники не пришли. Макс Фактор был потрясен случившимся. Вернувшись в Америку, он слег. Находясь на вершине своего успеха, 30 августа 1938 года Макс Фактор скончался в возрасте 60 лет в Беверли-Хиллз, штат Калифорния. Первоначально он был похоронен в мавзолее Бет-Олем на Голливудском кладбище в Лос-Анджелесе. Его останки были перевезены много лет спустя на Кладбище Мемориального парка на склоне холма в Калвер-Сити, штат Калифорния. В честь Макса Фактора заложена звезда на голливудской «Аллее славы». Человек, которого называли «Голливудским волшебником», оставил после себя одну из крупнейших в мире и в истории косметическую империю. Руководителем компании стал старший сын Фактора Фрэнк. Он поменял имя и стал именовать себя Макс Фактор-младший. «Все женщины красавицы, надо лишь правильно подобрать макияж», - этот главный девиз творчества величайшего мастера мейк-апа остается актуальным и по нынешний день.
Нет комментариев