Выдающийся советский актер театра и кино. Родился Андрей Попов в 1918 году в Костроме. Отец, Алексей Дмитриевич Попов, был театральным режиссером, а мама работала врачом, но после рождения сына целиком посвятила себя семье и воспитанию ребенка.
Мальчик рос озорным, но все равно послушным, на вопрос взрослых: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» ответ был неизменным - трубочистом. Однако повзрослев, юноша решил строить жизнь, идя по отцовским стопам, последний был категорически против этого. Отец боялся, что ему не хватит таланта стать интересным, полностью отдающим себя зрителям актером.
В 1939 году юноша окончил студию при Центральном театре Красной Армии и поступил служить в театр Советской Армии, главным художественным руководителем которого был его отец - Алексей Попов. Довольно длительный период Андрей Алексеевич выходил на подмостки, играя лишь в эпизодах. Со временем его талант окреп и проявился, что не мог не заметить отец, профессиональные отношения между ними изменились. Наконец-то он доверил сыну интересные и даже главные роли, стал гордиться Андреем, и роли последовали друг за другом.
В театре Советской Армии Андрей Алексеевич познакомился со своей будущей женой - актрисой Ириной Македонской, с которой счастливо прожил до конца своих дней. Его огорчало лишь одно - у них не было детей…
В дальнейшем, став преподавателем ГИТИСа, где ему присвоили звание профессора, он по-отечески относился к студентам, а любимого ученика Виталия Максимова и вовсе называл сыном.
А в 1960 году отец Андрея Попова, не идя на компромисс с руководством Главного политического управления, покинул пост художественного руководителя ЦТСА по собственному желанию, после него руководящую должность занял А. Л. Дунаев, а через десять лет - Андрей Алексеевич Попов.
Андрей Попов был огромного роста, красив, обаятелен, обладал, по словам народной артистки Советского Союза Людмилы Касаткиной, обаянием интеллекта. Она была счастлива, что попала в театр, где играл Андрей Алексеевич, который стал для нее очень дорогим партнером, вместе они были задействованы в постановке «Американская трагедия» по Драйзеру, в «Укрощении строптивой» Шекспира, в «Элегии» Павловской, где он играл Тургенева.
Петруччо в его исполнении был неотразим. Американский актер Ричард Бартон, исполняющий эту же роль в американском фильме «Укрощение строптивой» совершенно не смотрелся по сравнению с Андреем Поповым. Переиграть актера было невозможно, он был настоящим Шекспировским героем.
А в жизни Андрей Алексеевич Попов был человеком очень домашним, ценил уют и спокойную обстановку. Обладал мягким юмором, без этого чувства он вообще не существовал, юмор помогал жить и ему, и тем, кто его окружал.
Помимо шекспировских героев, ему были близки и чеховские персонажи. Режиссер Леонид Хейфец пригласил актера сыграть самого Чехова в своем фильме «Ионыч», вся съемочная группа отправилась в Мелихово в дом-музей великого писателя. Андрей Попов в гриме Антона Павловича вместе с режиссером отправился в музей. Все сотрудники музея сбежались посмотреть на актера и настолько были поражены сходством с писателем, что директор музея дал ему главную реликвию музея - пенсне и фуражку Антона Павловича Чехова.
Став руководителем театра Советской Армии, Андрей Алексеевич Попов продолжал выходить на подмостки сцены как актер, ставил собственные спектакли - «Камешки на ладонях», «Бранденбургские ворота», «Неизвестный солдат». Помимо серьезных постановок, им была поставлена музыкальная комедия «Ринальдо идет в бой» и сказка «Солдат и Ева».
Многих талантливых и начинающих режиссеров Андрей Попов приглашал в свой театр. Б. В. Эрин, Д. В. Тункель, М. М. Буткевич, а затем и Мария Кнебель ставили спектакли в театре Советской Армии. Одним из ярких театральных и кинорежиссеров стал Леонид Хейфец - ученик Андрея Попова.
Именно Хейфец в 1966 году загорелся желанием поставить спектакль «Иван Грозный», где Попов должен был играть самого царя. Вначале Андрей Алексеевич долго отказывался от роли, считая, что это не его типаж, но в итоге согласившись, он сыграл одну из лучших ролей в своей жизни. Даже после ухода Алексея Попова из театра роль Ивана Грозного его преследовала, он играл и играл…
Затем был Войницкий в постановке «Дядя Ваня», Епиходов в «Вишневом саду». Прослужив верой и правдой этому театру 35 лет, Андрей Алексеевич Попов вынужденно покидает его из-за разногласий с военным руководством театра.
Через некоторое время его приглашает во МХАТ Олег Ефремов и сразу же дает роль Галилея по пьесе Бертольда Брехта «Жизнь Галилея». Во МХАТе актер был задействован во многих спектаклях, особенно по Чехову. Но быть таким же востребованным, как и в Театре Советской Армии, Андрею Алексеевичу не дали.
Один период Андрей Попов посвятил себя Театру имени Станиславского, приглашал своих учеников ставить спектакли, и театр действительно ожил на короткий срок. Но ученики один за другим покинули стены театра, вскоре и Андрей Алексеевич вынужденно ушел от туда.
Дебютом Андрея Попова в кино стала его работа в фильме «Крупная неприятность», снятом в 1930 году, затем, после перерыва сыграл Новикова в фильме «Палата», Адамова в «Седьмой спутник», Логунова в фильме «Укрощение огня» и многих других. В экранизации рассказа Чехова «Шведская спичка» актер сыграл Дюковского, Назанского в «Поединке» Куприна.
Никита Михалков пригласил знаменитого актера сыграть слугу Назара в картине «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» и для этой роли просил Андрея Алексеевича побриться наголо. На это Попов пойти не мог, ведь ему предстояло еще играть чеховских героев в театре. Тогда Никита Сергеевич подключил «тяжелую артиллерию» - сам и несколько человек из съемочной группы побрились наголо. Видя такую самозабвенность, Андрей Попов уступил.
Многим этот замечательный человек и актер запомнился в роли старого скряги в картине «Сватовство гусара», но даже подобный одиозный персонаж вызывал сочувствие, потому что его играл Андрей Попов.
Последней незавершённой работой Андрея Попова стала роль короля Лира в постановке одного из его любимых учеников Анатолия Васильева. Спектакль специально создавался для Андрея Алексеевича, специально для него был заказан новый перевод трагедии, артист много и с удовольствием репетировал, но неожиданная его смерть 10 июня 1983 года перечеркнула эти планы - спектакль не состоялся.
Андрей Алексеевич Попов похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Фильмы и телеспектакли: «Мусоргский», «Композитор Глинка», «Отелло», «Гуттаперчевый мальчик», «Мечты сбываются», «Русский сувенир», «Укрощение строптивой», «Всё остаётся людям», «В городе С.», «Дневные звёзды», «Седьмой спутник», «Кража», «Последнее дело комиссара Берлаха», «Укрощение огня», «Учитель пения», «Повесть о человеческом сердце», «Шаг навстречу (новелла «Дочь капитана»)», «Возвращение», «Доходное место», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», «Этот фантастический мир», «Кафедра», «Солнечный ветер» и др.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев