Это происходит “на небе” - в космосе, где в консонансе соединяются звуки вращающихся планет. На земле. И между ними - в искусстве. Инь и ян стремятся друг к другу повсюду, но лишь музыка подошла к вероятностям их встречи максимально серьезно, создав отдельную науку о гармонических сочетаниях - сочетаниях звуков.
Именно гармония сообщает мелодии движение и красоту. На службе у нее - функции в составе тональности, аккорды, интервалы и даже отдельные звуки, состоящие из множества обертонов. Каждый элемент знает свое место в системе, но редко отказывается от участия в научных экспериментах.
Диссонансы гармония соединяет с консонансами. Одинаково уместно может существовать в естественном мажоре и человеческом миноре. Распространяет влияние от Перселла до Земфиры, от Пахельбеля до Pet Shop Boys. Любит ясные правила и поощряет индивидуальность - патентованные аккорды Джезуальдо, Чайковского, Шуберта, наложения, “поливитамины” Стравинского. Подчиняется законам гравитации и против них же бунтует, сменяя тональность атональностью. Пробует писать кластерами. Возвращается к чудной простоте.
Способны ли мы ее объяснить? Иногда - нет. Но что, если с чудесами не бывает иначе?
- Законы тональности так же природны, как и законы земного притяжения, - говорит Ярослав Тимофеев. - Объяснить эти законы можно математикой, геометрией и акустикой. Но только частично. Очень многое в гармонии необъяснимо, поэтому, на мой взгляд, она была и остается великим чудом, которое существует только в музыке. Что будет с ней дальше? Думаю, человек будет пытаться найти абсолютную гармонию, и, надеюсь, никогда ее не найдет, потому что абсолютная гармония - в музыке, по крайней мере, - это отсутствие жизни. Всегда нужны консонансы и диссонансы, мальчиши-кибальчиши, плохиши, чтобы в итоге из сочетания несочетаемого, разного, контрастного и противоположного родилась гармония.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев