Если у Т-35 было пять башен, то у разработанного в Швеции в середине шестидесятых годов танка Strv.103 башни не было вообще. Изучив опыт Второй мировой и Корейской войны, инженеры фирмы Bofors решили разработать безбашенный танк, исходя из того, что наибольший процент попаданий приходится не в корпус танка, а в башню. Следовательно, если её убрать, то танк будет обладать лучшей живучестью на поле боя.Правда, отсутствие башни порождало ряд других проблем, в частности, точность наведения орудия, которое на Strv.103 было жестко закреплено в корпусе. Эту проблему шведские инженеры решили, применив электрогидравлическую подвеску, с помощью которой оружие наводилось по вертикали, а по горизонтали наводка осуществлялась за счет поворота танка. Танк вооружили самой распространенной в странах НАТО нарезной 105 миллиметровой английской пушкой L7, правда, шведы её доработали – удлинили ствол и снабдили автоматом заряжания, что позволило сократить экипаж до трех человек.К другим особенностям шведской машины можно отнести невиданную для танков шестидесятых годов автоматизацию, что позволяло им управлять и вести огонь всего одному человеку. Ещё одной новацией стала двухдвигательная силовая установка, состоящая из дизельного 240-сильного двигателя и 330-сильной газовой турбины. Это дает фирме Bofors право претендовать на лавры создателя первого в мире газотурбинного танка, если бы не одно «но». Дело в том, что многие специалисты считают Strv.103 не полноценным танком, а истребителем танков, то есть, самоходкой. И если проводить параллели с самоходками времен Второй мировой войны, то эти доводы не лишены оснований. Сами же шведы считают, что они разработали именно танк, созданный для действий исключительно на территории Швеции и учитывающий оборонную доктрину этой скандинавской страны.Как бы то ни было, Strv.103 получился хоть и любопытной с инженерной точки зрения машиной, но достаточно компромиссной. Благодаря отказу от башни высота танка составляла всего 2 метра. Несмотря на то, что наведение пушки у шведского танка осуществляется достаточно быстро, однако даже небольшая проблема с ходовой частью или сбой в электронике делали его небоеспособным. А невозможность ведения прицельного огня на ходу изначально снижало его боевой потенциал.Неудовлетворительной была и защита – имелась броня толщиной всего 40 мм, что было недостаточным даже по меркам Второй мировой войны. Не говоря про середину шестидесятых годов, когда к бронебойным и подкалиберным снарядам добавились кумулятивные, а также широкое распространение получили противотанковые гранатометы и установки с управляемыми ракетами. Тактика боевого применения предусматривала использование Strv.103 из засад: сделал несколько выстрелов и беги, благо что танк мог двигаться задним ходом со скоростью 50 км/ч. Правда, одной обороной ещё никто и никогда войн не выигрывал.С 1966 по 1971 годы было выпущено 330 штук Strv.103 которые простояли на вооружении шведской армии до 1997 года. Множество использованных инноваций сделали шведский танк очень дорогим, из-за чего на экспорт он не поставлялся. Так норвежские военные предпочли ему немецкий Leopard-1 который был почти в два раза дешевле Strv.103, да и сами шведы в конце концов приняли на вооружении Leopard-2, посчитав дальнейшее развитие концепции безбашенного танка бесперспективным.
Нет комментариев