19 сентября 1943 года советские партизаны на оккупированной территории начали операцию по подрыву железных дорог в тылу немецких войск под кодовым названием «Концерт». Она стала продолжением операции «Рельсовая война».
В 1943 году советские войска проводили много наступательных операции, самой известной из них стала Курская битва. В этом сражении состоялась последняя оборонительная операция, после которой последовало две наступательных. Перед армией Советского Союза была поставлена задача — внушительными темпами продолжать наступление.
Всего за 2,5 месяца советские войска продвинулись от Курска до Киева. 23 августа был освобожден Харьков, закончилась Курская битва, а уже 6 ноября был освобожден Киев на правой стороне Днепра.
В Советском Союзе понимали, что немцы обладали значительным количеством вооружения. Требовалось не допустить подвоза к фронту вражеских боеприпасов, оружия, бронетехники и личного состава, чтобы не дать нацистской армии обороняться против наступления советских войск.
💥Для уничтожения коммуникаций противника была спланирована операция, которая одновременно проводилась от Ленинграда до юга Украины. Перед советскими партизанами стояла задача уничтожить максимальное количество немецкого подвижного состава и железнодорожных путей. Первая операция так и называлась — «Рельсовая война».
💥Следом стартовала операция «Концерт», в ней были задействованы 200 партизанских отрядов.
Технику, вооружение и боеприпасы партизанам перебрасывала авиация, но в сентябре 1943 года погода была нелетная, поэтому не везде удалось доставить боеприпасы к назначенной дате. Тем не менее «Концерт» решили начать в срок — 19 сентября, но основная часть партизанских формирований начала боевые действия в ночь на 25 сентября.
По оценкам военных специалистов, действия партизан были в 11 раз эффективнее налетов немецкой авиации в тот же период. В ходе операции было уничтожено около 150 тысяч рельсов, пущен под откос 1041 эшелон с оружием и продовольствием.
Но самым болезненным для противника стало уничтожение свыше семидесяти железнодорожных мостов. На восстановление одного моста уходило несколько дней, а потеря каждого паровоза и вагона для немецкой промышленности была практически невосполнимой. Пропускная способность железных дорог упала до 40%.
В тылу у немцев наступил хаос. Командованию приходилось идти на крайние меры для усиления охраны дорог: из Германии начали перебрасывать железнодорожные батальоны, снимать части с фронта.
💥Кроме материального ущерба, операция «Концерт» нанесла фашистским захватчикам тяжелый психологический удар. Немецкие солдаты писали, что не могут спать, потому что «эти проклятые партизаны приходят каждую ночь». Ни пополнение, ехавшее на фронт, ни отпускники, мечтавшие о доме, не могли быть уверены в том, что благополучно доберутся до пункта назначения. Моральный дух немецких солдат был сломлен.
Из-за нехватки взрывчатки операция завершилась в конце октября 1943 года.
Операции «Концерт» стала второй масштабной «Рельсовой войной» на оккупированной советской территории. Ее основной целью было нарушение железнодорожных коммуникаций противника с тем, чтобы помешать ему отразить осеннее наступление Красной Армии на Смоленск и Гомель и обеспечить выход к берегам Днепра и Десны.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3