Родители вам помогают заинтересовать детей?
— Да, конечно. Один из родителей смастерил барабан и мы теперь играем в "Поле чудес" на знание музыки, инструментов симфонического оркестра, мелодии. Причем с шестыми и седьмыми классами мы поначалу не играли, но они упросили меня — сейчас будем думать, как это устроить. В игре я ведущий — Якубович без усов. И все ребята знают — они делятся на команды и соревнуются — что если их команда нарушит правило восприятия и будет мешать, то все будут писать реферат.
Чуть выше вы сказали о награде "Учитель года", которую получили в 1999 году из рук тогда еще и.о. президента России Владимира Путина. Чуть раньше вы стали учителем года в области, а еще раньше — в Челябинске. Как вы тогда решились на участие в конкурсе?
— За мной был должок директору школы — тогда еще Вдовина Ирина Владимировна руководила. Она меня и выдвинула, мол, долг платежом красен. Делать было нечего — я согласился. А я люблю анекдоты короткие, частушки поучительные сочинять. И я с ними выступил на конкурсе в творческой части, написал частушки от имени ученика, который хочет учиться, но в школу не идет.
В школе странного немало
Знает каждый гражданин
Дети все предметы знают,
А учителя один.
На ботанике у нас
Информаций тучи,
А грибочки различать
Бабушка научит.
И все в таком духе. Хотя конкурсов и вопросов было много, песенный — это только одна часть. На области тоже выступал. Там были споры: мне или историку давать победу, но решили мне, и я поехал на российский конкурс. Там 76 человек — из каждого региона, а я один — без сопровождающего из областной администрации. Со всеми кто-то приехал, а я был один, и мне это очень помогло. Я видел, как эти чиновники учителей настраивают, а делают только хуже, мол, ты должен вот так выступать и вот так говорить. А мне никто не мешал.
Один из этапов конкурса — проведение урока в незнакомом классе. Помните, как он прошел?
— Да, обычный класс, 16 человек. Тема урока "интонация". В классе был один мальчик, круть-верть такой, мешал. Я и говорю, давайте, мол, разберем, что такое интонация — и стал охать, будто испугался, потом будто рассердился, потом охнул, будто обрадовался. Спрашиваю, кто еще хочет поохать, этот круть-верть руку тянет, я его вызвал, дал задание поохать словно он командир, так потом он как лапочка сидел — всем показывал "тихо, не мешайте".
Потом говорю "Поднимите руки, у кого дедушки и бабушки воевали". Тянется две руки. Из шестнадцати. Я стал рассказывать о небольшом городе в степи и что там решили люди посадить парк: по дереву от каждой семьи, у кого кто-то погиб на войне. Это фильм такой был художественный, я по его сюжету рассказывал. Так вот привезли двадцать машин с саженцами — и не хватило людям деревьев. Потом рассказал о дагестанском предании, что воин, защищавший свое отечество и погибший, превращается в журавля. Потом он летает и смотрит, стоило ему жизнь отдавать или нет, как потомки себя ведут. Рассказал, достал баян и запел "Летит, летит по небу клин усталый" — интонационно настроил детей и эмоционально. Ловил их взгляды, смотрю — понимают. Потом мы вместе запели, и две женщины из жюри заплакали.
А потом вас наградил Путин…
— Ну да, Путин. Я тогда уселся не на свое место, представляете. Сел, а мне говорят — тут должен сидеть глава администрации президента (смеется). Потом я говорил речь, выступал. Путин задал какой-то вопрос, но я боюсь соврать — не помню что. Я ответил, но мне понравилось другое. На традиционном фуршете он говорил с людьми и так знаете, очень внимательно слушал, кто бы к нему не обратился — он так поворачивался и внимательно слушал. Конечно, кратковременная была встреча, но на меня этот момент произвел очень большое впечатление — как он слушал людей. Да что за народ такой! (в дверь кабинета, где мы говорили с Виктором Васильевичем, стучались ученики — прим. ред.). Извините, у меня сейчас урок, спасибо вам!
Нет комментариев