Автор: Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари
music
С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том.
Меньше всего шансов вылечиться от болезни у того больного, который отказывается признать, что он болен. Это утверждение соответствует истине, когда речь идёт о болезнях нашего тела, но оно также справедливо и для духовных болезней и недугов.
Когда человек совершает грех (пусть Аллах сохранит нас от этого), понимая, что это грех, и ощущает в сердце раскаяние и сожаление о содеянном, это гораздо лучше, чем совершать грех и считать, что это дозволено (халяль). В первом случае совершается один грех, и велика вероятность, что человек, почувствовав угрызения совести, раскается. Во втором случае к совершаемому греху прибавляется ещё один более тяжкий грех – попытка найти своему греху оправдание. Как правило, человек в такой ситуации раскаяния не ощущает. (Да сохранит нас Аллах от этого. Амин).
Музыка и пение?
То же самое относится к музыке и запрещённым видам пения. Всё это однозначно запрещено Шариатом, доказательства чему будут представлены далее. Но до сих пор есть люди, которые не готовы признать, что это харам.
В современном мире музыка распространилась настолько, что её влиянию подвержен каждый. Люди сталкиваются с такими ситуациями, когда их принуждают слушать музыку. Музыка играет почти во всех магазинах и супермаркетах. Когда вы садитесь в такси, звоните по телефону или просто идёте по улице, вы не сможете защититься от этого зла. Мусульманская молодёжь включает музыку в машине на полную мощность. Растущая популярность музыки, что типично для нашего общества, представляет большую опасность для мусульман.
Музыка - это забава немусульман. Одна из главных причин упадка мусульман – в их увлечении бесполезными развлечениями. Сегодня мы видим, что мусульмане участвуют в различных аморальных и порочных делах, и порой – в первых рядах. Духовная сила, бывшая когда-то отличительной чертой мусульманина, утрачена. Одна из главных причин этого – музыка и бесполезные развлечения.
Вред и влияние музыки
Мы должны понимать, что Всемогущий Создатель не запретил ничего, кроме того, что приносит вред мусульманам и в целом обществу. Музыка – источник серьёзного вреда и пагубного влияния.
Ислам категорически запрещает прелюбодеяние, а также то, что может привести к нему. Всемогущий Аллах говорит:
«И не приближайтесь к прелюбодеянию, потому что это постыдное дело и порок, открывающий путь (другим порокам)» 1.
Ислам не только запрещает супружескую измену и прелюбодеяния, но и всё то, что может привести к ним. Это причина, по которой в Коране верующим мужчинам и женщинам приказано опускать свои взоры. Также запретно оставаться наедине с человеком противоположного пола (хальва). Свободное общение между полами также было запрещено.
Это является одной из главных причин запрета музыки, ведь музыка воздействует на наши эмоции, вызывает возбуждение, страсть и волнение, а также провоцирует различные психологические изменения в человеке. Психологами доказано, что возникновению полового влечения способствуют две вещи: первая – женский голос (для мужчин), а вторая – музыка.
Вот почему Всевышний Аллах говорит:
«О жёны пророка! Вы не такие, как другие женщины, если вы богобоязненны. Поэтому не смягчайте свои голоса. Чтобы тех, в чьих сердцах болезнь, не одолело желание»2.
Итак, в Исламе запрещено слушать женский голос с вожделением и страстью. Великий ханафитский учёный Ибн Абидин (да будет милостив к нему Аллах) говорит:
«Женщине дозволено разговаривать с мужчиной из числа не махрамов по необходимости (и наоборот). Но при этом запрещено растягивать слова, смягчать или повышать голос на манер мелодии»3.
Точно так же женщине запрещено слушать голос мужчины из числа не махрамов с вожделением и страстью. Один из великих западных мыслителей сказал: «Голос – это один из кратчайших путей заставить женщину влюбиться в мужчину. Вот почему многие женщины так любят певцов».
Посланник Аллаха также обращал внимание на это факт, когда говорил своему сподвижнику Баре ибн Малику: «О Бара! Не позволяй женщинам слушать твой голос»4. То же передаёт от сподвижника Анджаши .
Физическое воздействие музыки
Эксперименты, проведённые врачами и другими исследователями, доказали, что музыка оказывает влияние не только на мозг, но и на все органы тела в целом. Между музыкой и телодвижениями существует тесная связь.
Кроме того, доказано, что музыка воздействует на эмоции, способствует возникновению возбуждения в виде тревоги и волнения, а также является причиной психологических изменений в человеке. Психологические исследования показали, что прослушивание спокойной музыки учащает сердцебиение, а при прослушивании рок-музыки сердцебиение учащается ещё сильнее, но люди всё равно настаивают на том, что музыка на нас никак не действует.
В заключение, музыка и инструменты, которые используются для пения, являются причиной возникновения у человека полового влечения. Это может привести к измене и прелюбодеянию. Поэтому Ислам предпринимает предупредительные меры, чтобы не допустить последствий. Это один из принципов исламского права, называемый «преграждение путей» (садд аль-зарай). Этот принцип основан на идее предотвращения зла до того, как оно произойдёт, и взят из сердца наставлений Корана и Сунны: «Предотвращение вреда является приоритетным по отношению к получению пользы».
Появление небрежности по отношению к Аллаху
Музыка вредна в том числе и потому, что она отвлекает человека от Создателя. Она служит временным источником наслаждения и удовлетворения, заставляя человека забыть, кто он такой и зачем он был создан. Вот почему в арабском языке музыкальные инструменты называют словом «малаахи», что означает инструменты, отвлекающие человека от поминания Всемогущего Аллаха.
Человек был создан для благородной цели. Всевышний Аллах говорит:
«Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они служили (поклонялись) мне»5.
Музыка и преходящие развлечения погружают человека в мир физических удовольствий, предотвращая тем самым его духовный рост. Кроме того, музыке отведена огромная роль в том, чтобы не дать человеку осознать цель его сотворения.
Неисламские ценности
Музыка вредна ещё и тем, что насаждает в сердце и уме неисламские ценности. Смысл современных песен сводится к темам любви, прелюбодеяния и свободы.
Мы видим, что весь мир одержим идеей куфра о неограниченной свободе, то есть о свободе слова, передвижения и т. п. Такое представление о свободе, «это моя жизнь – делаю, что хочу», превалирует в современной музыке. Оно используется как средство навязывания нашему разуму и сердцу западных идеологий, которые полностью противоречат Исламским ценностям и учению.
Разница между мудростью запрета и его причиной
Выше были перечислены только некоторые виды вредоносного воздействия музыки. Необходимо иметь в виду, что это только мудрости, которые содержит в себе запрет, но не его причина (илля). Шариатские решения основываются на законных причинах, а не на разумном обосновании. Другими словами, если удаётся избежать вредоносного воздействия музыки, это не делает её дозволенной.
Например, мудрость запрета вина и, в целом, алкоголя заключается в том, что вино разжигает между людьми вражду и ненависть друг к другу, а также мешает человеку поминать Аллаха. А причина запрета в том, что это вещество опьяняет. Представьте ситуацию, когда человек говорит, что для него вино – халяль, потому что он изолирует себя от других людей после того, как выпьет его, а, следовательно, разрушительного эффекта не будет. Любой разумный человек скажет, что он не прав, потому что вино – харам вне зависимости от того, приводит его распитие к нанесению вреда или ущерба другим людям или нет. Причина запрета на вино в том, что оно опьяняет вне зависимости от того, проявляется мудрость данного запрета в конкретном случае или нет.
То же касается музыки. Даже если человеку удаётся избежать описанного выше вреда от музыки, она всё равно остаётся харамом. Её нельзя считать дозволенной, даже если она не причиняет вред. Это известный принцип в науке усуль аль-фикх.
Шариатское решение относительно музыки и запрещённого пения
В свете доказательств, которые мы приведём далее, Шариатом запрещается следующее:
а) Музыкальные инструменты, которые изготавливаются исключительно для развлечения и танцев и сами по себе (без сопровождающего их пения), очаровывают, являются источником удовольствия и блаженства. Сюда относятся барабан, скрипки, гитара, флейта, лютня, мандолина, фисгармония, фортепиано и т. д. Их запрещено использовать при любых обстоятельствах.
В умме существует полное согласие по этому вопросу с первого века Ислама. Сподвижники (сахабы), их последователи (табиины), знатоки фикха (факихи) и другие учёные, в целом, всегда единодушно высказывались по данному вопросу.
б) Пение, которое провоцирует грех, также запрещено, по единодушному мнению всех учёных, например, песни, которые приводят к оставлению обязательных предписаний (фард и ваджиб).
в) Любое пение, сопровождаемое грехами, например, песни запретного, безнравственного или развратного содержания или песни в исполнении женщины из числа не махрамов и т. п. также запретны. Это тоже является единодушным мнением учёных.
Доказательства
Существует множество доказательств из Корана и Сунны в пользу запретности музыки. Мы рассмотрим лишь несколько:
1) Всевышний Аллах говорит:
«Среди людей есть такие, кто покупает ложь, чтобы сбить (людей) с пути Аллаха, и насмехается над религией. Им уготовано унизительное наказание»6.
Великий сподвижник Абдулла ибн Масуд , поясняет, что означает в этом аяте «ложь»:
«Клянусь Аллахом, здесь речь идёт о музыке»7.
Имам Ибн Аби Шайба передаёт свою версию хадиса, согласно которой он (Ибн Масуд) сказал:
«Клянусь Тем, помимо Кого, нет другого Господа, что здесь говорится о пении»8.
Великий сподвижник и толкователь Корана Абдулла ибн Аббас сказал:
«Это слово означает музыку, пение и тому подобное»9.
Он также сказал:
«Музыка и покупка певиц»10.
Хасан аль-Басри сказал:
«Этот аят был ниспослан в отношении пения и музыкальных инструментов»11.
Такое же толкование передают Муджахид, Икрима, Ибрахим Нахаи, Макхуль и другие (да будет доволен ими всеми Аллах).
Приведённый выше аят из Корана, принимая во внимание его толкования, служит явным указанием на запретность музыки.
Также он является строгим предупреждением для тех, кто так или иначе занимается торговлей в сфере музыки, ведь Аллах предупреждает, что такие люди получат «унизительное наказание».
Что касается тех, кто говорит, что в этом аяте речь идёт о вещах, которые отвлекают человека от мыслей об Аллахе, и не о музыке, то это мнение не противоречит приведённому выше комментарию. Толкование этого аята со смыслом «вещи, которые препятствуют поминанию Аллаха» – это более общее толкование, в котором среди прочего подразумеваются музыка и песни, ведь музыка входит в число вещей, которые больше других отвлекают людей от поминания Аллаха. Вот почему большинство толкователей Корана, разъясняя этот аят, сказали либо только о музыке, либо обо всех делах, отдаляющих от истины, среди которых музыка занимает место на переднем плане.
2) Описывая качества рабов Всемилостивого ('ибад ар-Рахман), Всевышний Аллах говорит:
«Те, кто не свидетельствует ложно, а когда слышат пустословие или видят пустодеяния, они не участвуют в этом, а проходят мимо с достоинством»12.
Имам Абу Бакр аль-Джассас передаёт от сайиддины имама Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах), что «ложь» (зур) в этом аяте означает музыку и песни13.
3) Всевышний Аллах сказал шайтану:
«Побуждай тех из людей, кого сможешь, не повиноваться Аллаху своим голосом (искусителя)»14.
Один из великих толкователей Муджахид (да будет милостив к нему Аллах) сказал, что слово «голос» (саут) в этом аяте означает музыку, пение, танцы и бесполезные занятия15.
Имам Суюти (да будет милостив к нему Аллах) цитирует слова Муджахида: «Голос (в этом аяте) – это пение и звук флейты»16.
Ещё один толкователь Даххак (да будет милостив к нему Аллах) также говорил о флейте, разъясняя слово «саут»17.
Эти аяты также можно истолковать в общем смысле, как сделали некоторые толкователи Корана, но такое толкование, как уже было сказано, не противоречит смыслам, которые передаются от Муджахида и Даххака, потому что они являются частью более общего и широкого значения аятов.
Руководство от Посланника Аллаха
Существует множество хадисов Посланника Аллаха , которые запрещают музыку и использование музыкальных инструментов. Их так много, что учёные смогли собрать около сорока хадисов с достоверной цепочкой передатчиков (сахих), несколько хороших хадисов (хасан) и несколько слабых (даиф). Мы рассмотрим здесь только некоторые из них:
1) Сайиддуна Абу Малик аль-Ашари передаёт, что он слышал, как Посланник Аллаха сказал: «В моей умме появятся люди, которые станут дозволять прелюбодеяние, ношение шёлка, алкоголь и музыкальные инструменты»18.
2) Абу Малик аль-Ашари рассказывает похожий хадис, но с другой формулировкой. Он передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Скоро в моей Умме появятся люди, которые будут употреблять алкоголь, они станут называть его иначе (считая его дозволенным), а над их головами будут играть музыкальные инструменты и петь. Аллах сделает так, что земля поглотит их, и превратит их в обезьян и свиней»19.
В приведённом выше хадисе использовано слово «маазиф». Знатоки арабского языка единогласны в том, что это слово обозначает музыкальные инструменты20.
Запретность музыки становится очевидной из двух хадисов. В первом хадисе (который приводится в «Сахих» аль-Бухари) говорится, что в умме Посланника Аллаха (да будет над ним мир и благословение Аллаха) будут люди, которые станут отстаивать дозволенность музыкальных инструментов, наряду с прелюбодеянием, шёлком и алкоголем, несмотря на то, что все эти вещи запрещены (харам) по Шариату.
Более того, тот факт, что музыка упоминается в одном ряду с прелюбодеянием и алкоголем подчёркивает, насколько это серьёзный грех. Тот, кто пытается дозволить музыку, подобен тому, кто дозволяет алкоголь и прелюбодеяние.
Во втором хадисе описывается судьба таких людей: земле будет приказано поглотить их, и они превратятся в обезьян и свиней (пусть Аллах сохранит нас от этого). Это предостережение касается тех, кто называет музыку, алкоголь, шёлк и прелюбодеяние дозволенными. Тем, кто пытается узаконить любую из этих вещей, следует принять это во внимание.
Кроме того, утверждать, что музыка запретна только в сочетании с алкоголем, прелюбодеянием и ношением шёлка, неправильно. Если бы это было так, почему исключение из этих четырёх вещей делается только для музыки? В таком случае можно то же самое отнести к прелюбодеянию, алкоголю и ношению шёлка. Тогда можно будет утверждать, что даже алкоголь и прелюбодеяния дозволены, если они не сопровождаются оставшимися двумя грехами!
Итак, приведённые выше два хадиса любимца Аллаха являются явным доказательством запретности музыки и музыкальных инструментов.
3) Имран ибн Хусейн передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Эта умма увидит, как некоторых людей поглотит земля, как некоторые превратятся в животных и попадут под дождь из камней». Один из мусульман спросил: «О Посланник Аллаха! Когда это произойдёт?» Он ответил: «Когда появятся певицы и музыкальные инструменты, а распитие алкоголя станет повсеместным»21.
4) Сайиддуна Али ибн Абу Талиб передаёт, что благословенный Посланник Аллаха сказал: «Когда моя умма начнёт совершать пятнадцать вещей, её станут постигать несчастья», – и (среди 15 вещей он упомянул): «Когда обычным явлением станут певицы и музыкальные инструменты»22.
5) Нафия рассказывает, что однажды Абдулла ибн Умар услышал звук флейты пастуха. «Он закрыл руками уши, отвел своего мула в сторону от дороги и сказал: «О Нафия! Ты слышишь это?» Я (Нафия) ответил утвердительно. Он продолжал идти (закрыв руками уши), пока я не сказал: «Звук стих». Тогда он убрал руки от ушей, вернулся на дорогу и сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха делал то же самое, когда слышал флейту пастуха»23.
6) Абдулла ибн Умар передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Воистину, Аллах запретил алкоголь, азартные игры, барабан и гитару, и всё опьяняющее – харам»24.
7) Абу Умама передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Могущественный и Величайший Аллах направил меня как наставление и милость для верующих и приказал мне покончить с музыкальными инструментами, флейтами, струнами, распятиями и практиками доисламского периода невежества»25.
8) Абдулла ибн Масуд передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Песня способствует росту лицемерия в сердце, как вода – росту травы»26.
9) Анас передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «В день Воскрешения Аллах зальёт расплавленный свинец в уши тех, кто сидел и слушал певиц»27.
10) Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Колокол – это флейта шайтана»28.
Существует ещё много высказываний Посланника Аллаха (да будет над ним мир и благословение Аллаха) о запрете музыки, музыкальных инструментов и запрещённых видах пения. Я упомянул в качестве примера лишь несколько.
Имам шафиитского мазхаба Ибн Хаджар аль-Хайтами собрал все эти хадисы, которых в общей сложности примерно сорок, в своей прекрасной работе «Кафф ар-Раа ан Мухаррамат аль-Ляхв ва ас-Сама» и сказал: «Все эти тексты являются явным и неоспоримым доказательством того, что любые музыкальные инструменты запретны»29.
Высказывания факихов
Великий учёный ханафитского мазхаба аль-Касани говорит:
«Если певец собирает людей вокруг себя с целью развлечь их своим голосом, его нельзя считать благочестивым человеком (адиль), даже если он не употребляет алкоголь, потому что он будет считаться предводителем грешников. Но если человек напевает что-то сам с собою, чтобы спастись от одиночества, в этом нет ничего дурного».
Что касается тех, кто использует музыкальные инструменты, следует сказать, что, если инструменты не входят в число запрещённых, например, бамбук или бубен, тогда в их использовании нет ничего плохого, и такой человек будет считаться благочестивым. Но если речь идёт о запрещённых инструментах, таких, как лютня и так далее, то человек, использующий их, не может считаться благочестивым (чтобы свидетельствовать в суде), потому что эти инструменты являются запрещёнными при любых обстоятельствах»30.
В «Хуласат аль-Фатава» сказано:
«Слушать звучание музыкальных инструментов запрещено (харам), потому что Посланник Аллаха сказал: «Слушать песни – грех»31.
Ибн Хумам, великий муджтахид ханафитского мазхаба, решительно высказывается по этому вопросу в своей знаменитой книге «Фатх аль-Кадир»:
«Пение считается запретным (харам), когда в песне поётся о запрещённых вещах, например, описывается красота или качества реального человека, восхваляется вино, что побуждает к винопитию, или приводятся детали чьей-то семейной жизни либо издевательства и насмешки в чей-то адрес».
Что касается песен, в которых нет упоминания о запретных вещах, например, песни, описывающие природу, цветы, реки и тому подобное, то они дозволены. Но если песни исполняются в сопровождении музыкальных инструментов, то они будут запретными, даже если они полны мудрых наставлений, но не из-за своего смысла, а из-за музыкального сопровождения.
Ибн Кудама (ханбалитский мазхаб) в «Аль-Мугни» сказал, что музыкальные инструменты бывают двух видов:
«1) Запрещённые. Сюда относятся инструменты, изготовленные специально для развлечения и пения под них, например, флейта, мандолина и т. д.
2) Дозволенные. Сюда относится игра на бубне (даф) на свадьбах и по случаю других радостных событий»32.
Примерно то же самое сказано в других работах по ханафитскому фикху, таких, как «Аль-Ихтияр», «Аль-Бахр ар-Раик», «Аль-Фатава аль-Хиндийя» и других.
Имам ан-Навави, великий мухаддис и учёный шафиитского мазхаба, сказал:
«Запрещено использование и слушание музыкальных инструментов, которые обычно ассоциируются с пьяницами, например, мандолина, лютня, тарелки и флейта. Дозволено играть на бубне (даф) на свадьбах, по случаю совершения обрезания и в других ситуациях, даже если к бубну приделаны колокольчики. Играть на кубе, широкий барабан с узкой средней частью, тоже запрещено»33.
Существует ещё много высказываний учёных, например, аль-Куртуби и факихов всех четырёх мазхабов, но для краткости этой статьи я ограничусь тем, что уже было приведено выше.
Некоторые заявляют, что музыка дозволена, основываясь на хадисе, который приведён в «Сахих» аль-Бухари, где рассказывается, что две девочки пели в присутствии Посланника Аллаха и сайиды Айши (да будет доволен ею Аллах).
Однако этот хадис не является доказательством дозволенности музыки. Знаток хадисов Ибн Хаджар аль-Аскаляни опровергает данное утверждение в «Фатх аль-Бари»34.
Во-первых, эти девушки пели без сопровождения каких-либо запрещенных музыкальных инструментов, а во-вторых, в песне пелось о войне, а эта тема, без сомнения, является дозволенной. Кроме того, из текста хадиса ясно, что они не были профессиональными певицами.
Некоторые пытаются доказать дозволенность музыки с помощью хадиса, где говорится о дозволенности игры на бубне (даф).
Но в работах факихов по данной теме говорится, что игра на бубне дозволяется именно по случаю свадьбы, а бубен используется не для развлечения, а, скорее, чтобы объявить о событии и т. д.
Заключение
В свете приведённых выше доказательств из Корана, высказываний любимого Посланника Аллаха и слов различных факихов шариатское решение относительно музыки выглядит так:
Музыкальные инструменты, которые изготавливаются исключительно для развлечения, запрещены, сопровождаются они пением или нет. Хотя играть на бубне (даф) на свадьбе (и, по мнению некоторых факихов, по случаю других радостных событий) дозволено.
Что касается песен, то песни с недозволенным содержанием или отвлекающие от исполнения обязательных предписаний запрещены. Но если они не обладают упомянутыми выше качествами (и исполняются без сопровождения музыкальных инструментов), петь их дозволено.
А Аллах знает лучше.
1.Сура «Аль-Исра», 32.
2.Сура «Аль-Азхаб», 32.
3. Радд аль-Мухтар, том 1, стр. 406.
4. Канз аль-Уммаль, том 7, стр. 322.
5.Сура «Аз-Зарият», 56.
6.Сура «Лукман», 6.
7. Приводится в «Сунан» аль-Байхаки, том 1, стр. 223, достоверность хадиса также подтвердил аль-Хаким в «Мустадрак», том 2, стр. 411.
8.132/5.
9.«Сунан» аль-Байхаки, 1/221 и «Мусаннаф» Ибн Аби Шейба, 132/5.
10.«Мусаннаф», Ибн Аби Шейба, 132/5.
11.Тафсир Ибн Касир, 3/442.
12.Сура «Аль-Фуркан», 72.
13. Ахкам аль-Куран, 3/428.
14.Сура «Аль-Исра», 64.
15. «Рух аль-Маани», 15/111.
16. «Аль-Иклиль фи истинбат ат-танзиль», 1444.
17.Куртуби, «Аль-Джами ли Ахкам аль-Куран», 10/288.
18. «Сахих» аль-Бухари.
19. «Сахих» Ибн Хиббана и «Сунан» Ибн Маджа, с достоверной цепочкой передатчиков.
20. Ибн Манзур, «Лисан аль-Араб», том 9, стр. 189.
21. Формулировка согласно «Сунан» Тирмизи, хадис приводят имам Тирмизи и имам Ибн Маджа в своих сборниках Сунны.
22. «Сунан» Тирмизи.
23. Приводят имам Ахмад в своём «Муснаде» и Абу Дауд и Ибн Маджа в своих сборниках Сунны.
24. «Муснад» Ахмада и «Сунан» Абу Дауда.
25. «Муснад» Ахмада и Абу Дауд Таялиси.
26.«Сунан» аль-Байхаки.
27. Приводят Ибн Асакир и Ибн аль-Мисри.
28. «Сахих» Муслима и «Сунан» Абу Дауда.
29. Том 2, стр. 270.
30. «Бадаи ас-Санаи», 6/269.
31. Том 4, стр. 345.
32. Ибн Хумам, «Фатх аль-Кадир», 6/36.
33. «Мугни аль-мухтадж», 4/429, «Reliance of the traveller», 775.
34. Том 2, стр. 345.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3
Опубликовано Даруль-Фикр.Ру в Втр, 01/19/2010 -
15:57.Шейх Мухаммад Шафии Ханафи - выдающийся ханафитский ученый и бывший муфтий Пакистана, ученик имама Али Ашрафи ат-Таханави, да будет доволен ими обоими Аллах. Достопочтенный шейх "алляма" Таки Усмани, храни его Аллах, является родным сыном автора текста. Итак:
...ЕщёИмам Мухаммад Шафии Ханафи о пении и музыкальных инструментахГоворит имам-муфтий Мухаммад Шафии Ханафи Деобанди, да будет милостив к нему Аллах, в книге "Ахкям уль-Куран":
"Да будет тебе известно, что, согласно мнению ученых-факыхов, пение и музыкальные инструменты бывают нескольких видов:
1. Пение и музыкальные инструменты, которые являются «харамом» согласно единодушному мнению мусульманских учёных (иджма);
2. Вид пения и инструментов, относительно дозволенности и запретности которых среди шейхов существует разногласие (хиляф);
3. Вид пения, который, хотя и называется «пение» (гина), не является пением в дейст
Опубликовано Даруль-Фикр.Ру в Втр, 01/19/2010 -
15:57.Шейх Мухаммад Шафии Ханафи - выдающийся ханафитский ученый и бывший муфтий Пакистана, ученик имама Али Ашрафи ат-Таханави, да будет доволен ими обоими Аллах. Достопочтенный шейх "алляма" Таки Усмани, храни его Аллах, является родным сыном автора текста. Итак:
Говорит имам-муфтий Мухаммад Шафии Ханафи Деобанди, да будет милостив к нему Аллах, в книге "Ахкям уль-Куран":
"Да будет тебе известно, что, согласно мнению ученых-факыхов, пение и музыкальные инструменты бывают нескольких видов:
1. Пение и музыкальные инструменты, которые являются «харамом» согласно единодушному мнению мусульманских учёных (иджма);
2. Вид пения и инструментов, относительно дозволенности и запретности которых среди шейхов существует разногласие (хиляф);
3. Вид пения, который, хотя и называется «пение» (гина), не является пением в действительности. Относительно его дозволенности среди шейхов нет разногласия.
Что касается первого вида, который является «харамом» (запретным) согласно «иджме», то его в свою очередь можно разделить на следующие типы:
1. Музыкальные инструменты, которые изготовлены единственно для увеселения и наслаждения, кроме того, их можно использовать самостоятельно, без пения в качестве сопровождения. К таким инструментам относятся, например, лютня (гитара) и свирель (духовые инструменты). Исключение составляет бубен и подобные ему средства для извлечения звука.
2. К данному виду относится пение, которое является «харамом» согласно единодушному мнению шейхов, так как ведёт к греху пренебрежения к исполнению обязательных предписаний Ислама.
3. Сей вид пения также запретен, потому...ЕщёСуществует единогласное мнение шейхов (как старых, так и поздних), начиная со сподвижников, табиинов и заканчивая четырьмя имамами-муджтахидами (Абу Ханифа, Малик, Шафии, Ахмад), включая прочих муджтахидов (в том числе захиритов), а также истинных суфиев, относительно абсолютной запретности использования данных музыкальных инструментов, невзирая на то, какие цели при этом преследуются. Ведь даже если предположить, что их используют с чистым намерением, уподобление нечестивцам всё равно остаётся. Как ясно указал на это имам Абу Хамид аль-Газали, да будет милостив к нему Аллах в книге «Ихья Улюм ад-Дин». Нет ни одного мусульманина, обладающего хотя бы крупицей знания и религии, который стал бы отрицать сие установление.
2. К данному виду относится пение, которое является «харамом» согласно единодушному мнению шейхов, так как ведёт к греху пренебрежения к исполнению обязательных предписаний Ислама.
3. Сей вид пения также запретен, потому что заключает в себе порицаемые с точки зрения Шариата вещи. Сюда относится слушание пения посторонней, не являющейся «махрамой», женщины либо безбородого юноши (подростка), кроме того, случаи, когда песня заключает в себе запретный смысл, например, недозволенное описание известной среди людей женщины с целью возбудить страсть к ней, или содержит клевету в отношении человека либо унижает кого-либо.
Подводя итоги, следует сказать, что те музыкальные инструменты, которые доставляют наслаждение сами по себе (без сопровождающего их пения) и единственная цель изготовления которых заключается в ублажении слушающих, являются абсолютно запретными согласно единодушному мнению всех шейхов. Что касается отдельного от музыкального сопровождения пения, то оно является «харамом» согласно единодушному мнению ученых тогда, когда ведет к запрещённому, например, к оставлению обязательных предписаний религии, или если содержит в себе запретный смысл.
Надо сказать, что запрет, относящийся к последним двум видам пения, в целом распространяется и на прочие действия, если они в большинстве случаев приводят к греху. Так всякий «мубах» (дозволенное), будь то пение, декламация стихов или любое другое действие, переходит в категорию запретного, если ему сопутствует совершение «харама».
...ЕщёЧто касается мнения Шафиитов, то оно выражено в книге имам Навави "аль-Минхадж" в разделе "Шахадат". Более подробнее смотреть в "Мугни аль-Мухтадж" (4\429)Более подробно по этой теме написал шейх ибн Хаджар аль-Хайтами в своей отдельной книге по теме музыки "Кафф ар-Ра`а". Напомню, что ибн Хаджара называют "последним мухакиком шафиитского мазхаба, и по его книгам во многом дают фетву в шафиитском мазхабе".
так же могу привести слова современного муфтия шафиитов из Йемена шейха Амджада Рашида
السؤال الثامن : : ما هو حكم الموسيقى في المذهب الشافعي ؟ الجواب : يحرم في مذهبنا الضربُ على آلات الملاهي ( الموسيقى ) والاستماعُ إليها
Вопрос: каково положение музыки в шафиитском мазхабе
ответ: запрещено в нашем мазхабе исполнять и прослушивать музыку.
Мнение ханафитов так же заключается в запретности музыки. См. Бадаи ас-Санаи (6\269). Это же мнение выражено в таких ханафитских книгах как аль-Ихтияр, Фатав
Более подробно по этой теме написал шейх ибн Хаджар аль-Хайтами в своей отдельной книге по теме музыки "Кафф ар-Ра`а". Напомню, что ибн Хаджара называют "последним мухакиком шафиитского мазхаба, и по его книгам во многом дают фетву в шафиитском мазхабе".
так же могу привести слова современного муфтия шафиитов из Йемена шейха Амджада Рашида
السؤال الثامن : : ما هو حكم الموسيقى في المذهب الشافعي ؟ الجواب : يحرم في مذهبنا الضربُ على آلات الملاهي ( الموسيقى ) والاستماعُ إليها
Вопрос: каково положение музыки в шафиитском мазхабе
ответ: запрещено в нашем мазхабе исполнять и прослушивать музыку.
Мнение ханафитов так же заключается в запретности музыки. См. Бадаи ас-Санаи (6\269). Это же мнение выражено в таких ханафитских книгах как аль-Ихтияр, Фатава Хиндия и других ханафитских книгах.
Ибн Куддама аль-Ханбали указывает на запретность всех музыкальных инструментов, кроме некоторых маленьких барабанов (дафф).
Что касается мнения маликитов, то оно выражено имам аль-Куртуби аль-Малики в его тафсире, так же в самой основной книге маликитов "Мухтасар аль-Халил", где говорится о запрете музыкальных инструментов, кроме некоторых маленьких барабанов, так же делается исключение для дудки (мизмар), но только на свадьба и то, это считается макрухом.