Профессии рассматриваются с точки зрения «объекта труда» – того, на что направлена деятельность специалиста. Классификация профессий Е.А. Климова обеспечивает точное разделение, её основы заложены в большинство профориентационных тестов, которые
проходят как школьники, так и взрослые люди, выбирая поле для трудовой деятельности и своё призвание.
«Человек – Человек»
Главный объект труда – люди, их эмоции, образование, психоэмоциональные факторы, здоровье, восприятие. Профилирующие предметы для этой профессиональной группы – обществознание, история, литература. Для работы в сферах, связанных с людьми, важны развитые коммуникативные навыки, склонность к эмпатии, терпеливость и открытость.
Эта группа подходит для людей, которые хотят управлять коллективами и занимать руководящие должности.
Кому подходят профессии, относящиеся к типу «Человек – Человек»
Коммуникабельные люди, умеющие сопереживать.
Склонность чувствовать людей.
Позитивный настрой, умение адекватно реагировать на критику.
Высокая самооценка, стрессоустойчивость.
Умение завоёвывать доверие и удерживать внимание собеседников.
Профессии типа «Человек – Человек»
Социальный работник.
Учитель, репетитор, педагог.
Психолог.
Воспитатель.
Спортивный тренер.
Все группы медицинских работников (врачи, медицинские сёстры).
Парикмахер.
Юрист.
Экскурсовод.
Полицейский.
«Человек» - «Техника»
Основной объект труда – машины и другие технические объекты, а также виды энергии и всевозможные материалы. Специалисты трудятся в горах, под открытым небом, на карьерах и в цехах; условия труда не всегда можно назвать благоприятными. Профилирующие предметы – физика, математика, химия. Для ведения деятельности в этой сфере важен технический склад мышления, тяга к технике и склонность к физическому труду (из-за этого доминирующее количество профессий из этой группы больше подходит для мужчин, чем для женщин).
Кому подходят профессии, относящиеся к типу «Человек – Техника»
Люди, склонные к системному мышлению.
Хорошее понимание особенностей разной техники.
Тяга к ручному труду, иногда – с привлечением инструментов автоматизации (машины и механизмы).
Повышенная дисциплинированность.
Тяга к новаторству, изобретательству.
Профессии типа «Человек – Техника»
Все инженерные профессии.
Наладчик оборудования.
Столяр.
Плотник.
Бетонщик.
Водитель.
Фрезеровщик.
Сварщик.
Оптик.
Судоводитель.
«Человек – Знаковая система»
Основной предмет труда – цифры, коды и различные знаки. Представители профессий, относящихся к этому типу, имеют гибкое мышление, склонность к сложным вычислениям, высокую внимательность и хорошую память. Профилирующие предметы – математика, информатика. Специалисты искренне любят цифры и видят в них особую красоту, склонны к длительному мозговому штурму и иногда однообразной работе.
Профессии этих типов подходят и для гуманитариев, и для «технарей».
Кому подходят профессии, относящиеся к типу «Человек – Знаковая система»
Люди с математическим типом мышления, но некоторые профессии могут иметь ярко выраженный творческий уклон.
Интроверты, любящие работать с цифрами, текстами, знаками.
Увлечённые люди, способные потратить несколько месяцев на сложное вычисление.
Профессии типа «Человек – Знаковая система»
Аналитик данных.
Бухгалтер.
Программист.
Специалист по финансам.
Кассир.
Статистик.
Лингвист.
Корректор.
Чертёжник.
Картограф.
«Человек – Художественный образ»
Профессии типа «Человек – Художественный образ» – творческие. В качестве объекта труда могут выступать вещественные (музыкальный инструмент, например) или невещественные (литературный слог, актёрское мастерство и т. д.) средства профессиональной деятельности. Профилирующие предметы для этого типа профессий – литература, обществознание, изобразительное искусство, музыка.
Работу в этих сферах стоит выбирать людям, которые имеют природный талант или стремление его развивать.
Кому подходят профессии, относящиеся к типу «Человек – Художественный образ»
Творческие люди.
Природные таланты, развитые с помощью обучения в творческих студиях, высших учебных заведениях и других образовательных учреждениях.
Экстраверты, тяготеющие к активности и постоянному вниманию со стороны других людей.
Профессии типа «Человек – Художественный образ»
Актёр.
Живописец.
Певец.
Музыкант.
Писатель.
Дизайнер.
Резчик по дереву или камню.
Танцовщик/танцовщица.
Драматург.
Композитор.
«Человек – Природа»
В эту группу входят профессии, объектом труда которых являются растения, микроорганизмы и животные. Для работы в этих сферах необходима любовь ко всем живым организмам, высокий уровень работоспособности, внимательность и развитое интуитивное восприятие. Выделим основные черты профессий типа «человек – природа»:
• работа, связанная с отдыхом. Речь идёт о психологическом отдыхе, возникающим в результате гармонии с природой;
• разные условия труда. Агрономы и садоводы работают под открытым небом, биоинженеры – в лабораториях.
Профилирующие предметы – биология и химия.
Профессии, входящие в эту группу, требуют отличной теоретической базы, они являются более прикладными, чем творческими.
Кому подходят профессии, относящиеся к типу «Человек – Природа»
Малообщительным людям, интровертам.
Людям, которые заботятся об экологической среде и любят животных.
Тяготеющим к научным исследованиям.
Любящим работать на открытом воздухе.
Склонным к постоянному обучению. Растения, животные и микроорганизмы изменчивы, поэтому специалист постоянно расширяет свои знания и склонен к аналитической деятельности.
Профессии типа «Человек – Природа»
Ветеринар.
Зоотехник.
Зооинженер.
Агроном.
Геоэколог.
Почвовед.
Лесник.
Растениевод.
Ботаник.
Озеленитель и другие.
Как определить, какой тип профессии Вам подходит?
Для определения подходящего типа профессии рекомендуется использовать профориентационные тесты: они доступны как платно, так и бесплатно. Стоит определить, какой тип профессиональной деятельности Вам ближе: желание общаться с людьми, создание произведений искусства, лечение людей или животных, иное. При выборе профессии учитывайте результаты тестов, но не забывайте прислушиваться к своему сердцу.
Использованы материалы с сайта –
-
https://dzen.ru/a/YipSY2N9agRE4vPg?utm_referer=yandex.ruСтатью подготовила Няхина Е.В., психолог МБУ ЦСПП «Ковчег»
Нет комментариев