Картина иеромонаха Паисия (Новожёнова)
«Захотелось нарисовать сидящих за одним столом и беседующих трёх православных старцев – атлантов духа, которые при жизни друг с другом не встречались. Слева направо сидят: игумен Афонского Пантелеимонова монастыря старец Иеремия, ему был 101 год, схиархимандрит Софроний Сахаров духовник Английского монастыря Иоанна Предтечи, ему было 96 лет, и старец архимандрит Иоанн Крестьянкин, духовник Псковского монастыря, ему тоже было 96 лет.
Я задумался сегодня о том, что если мы создаём адаптированное повествование о каком-либо святом и берём за образец некий старинный текст, то должны переработать его полностью другим языком, образно и с описанием природы и всего, что нам будет необходимо для создания нужной атмосферы. Но мы не можем добавлять в адаптированное житие новые события, которых не было, иначе это уже получится ложь. Максимум, что мы можем, это очистить от сложных повествований писателя жития и адаптировать по своему, приблизить к юному современному читателю как считаем нужным, сохраняя дух истории.
Можно свои нравоучения добавить, вставки сделать в эпизодах жизнеописания. Но мы здесь ограничены всё равно, потому что динамику сюжетной линии здесь мы не сможем создать. В житиях уже есть события, которые нельзя исказить, можно только посмотреть на них с разных ракурсов, но ритма повествования это не изменит, потому что нам нельзя ввести туда своего персонажа(хотя можно, если это современник, о котором мы тоже знаем факты жизни). Но всё равно, это редкость, и лучше в таком случае создавать полностью свою историю, художественный рассказ, в котором могут появляться известные святые и что-то делать и говорить. Но это будет уже полностью нами придуманный сюжет не претендующий на достоверность, как в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублёв».
Вот в этом направлении мне хочется поработать. Потому что жития святых всё таки должны быть максимально правдивыми, все добавки в житие мыслей святого и его переживаний, это только наши наивные благочестивые предположения, которые допустимы с очень большой осторожностью (ведь мысли святых это недоступная для нас высота и тайна).
Думаю, здесь даже можно создать особую классификацию, например, житие в чистом виде оригинальное, подлинное, старинное, как житие преподобного Сергия Радонежского Епифания Премудрого. Затем, житие адаптированное для современности, где будет больше образности, но без искажений событий (как у Лескова и многих других). Затем житие для самых маленьких, где создаётся практически лубочный сказочный рассказ – притча – образ святого, и здесь может быть много личных поучительных мыслей автора. (Как у монаха Лазаря и многих замечательных православных писательниц тётенек). И последним, четвёртым видом рассказа с присутствием святого может быть просто совершенно самостоятельный рассказ, даже фантастический, где святой будет говорить и делать что-то новое, о чём вообще нигде не написано.
Вот мультфильм «Серафима» есть, и там девочка современная попадает в райский мир и заходит в гости к Серафиму Саровскому, и он дарит ей пасхальное яичко и что-то говорит назидательное – это замечательный вариант вывода святого уже за рамки своего исторического бытия ... Наверное, для авторского православного рассказа с элементами фантастики это вполне допустимо.
Отдельное спасибо художнику Екатерине Федуловой за присланные мне акварельные краски, теперь я могу рисовать».
Иеромонах Паисий
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев