Усть-Золихинская дорога пересекает всё село и уходит на юг. Следующая почтовая станция располагалась в Каменке, потом ещё один почтовый двор и Камышин, до которого почтовый тракт проходил через несколько населённых пунктов, не имеющих почтовых станций. Так всё это обозначено на карте почтовых трактов от 1823 года. Был ещё один почтовый тракт, который шёл на Астрахань из Москвы, он назывался Астраханским и проходил через Тамбов и Царицын. Позже он был продлён до Кизляра, затем Моздока, но название Астраханского сохранил.
Узловыми пунктами любого почтового тракта являлись почтовые станции, предназначенные для отдыха ямщиков и пассажиров, смены лошадей и передачи почты. Это были две – три избы, одна из которых предназначалась для отдыха пассажиров и ямщиков, и если ямщики более-менее стойко переносили привычные им походные условия, то от пассажиров часто приходилось выслушивать немало нареканий на быт и питание. История и наша литература сохранили немало едких заметок относительно «сервиса» почтовых станций. Одна из них принадлежит Петру Вяземскому, который называет почтовые станции балаганами, где «очень много тараканов, очень мало лошадей».
Тараканы были, лошадей не хватало, а пассажиры торопились, требовали немедленно отправить их и ругали главного и единственного администратора почтовой станции – станционного смотрителя. Закон смотрителя защищал, но не всегда спасал от оскорблений и даже от побоев. И это не удивительно: такова участь маленького чиновника, высшая точка карьеры которого - чин коллежского регистратора, соответствующий самому низшему 14 классу Табели о рангах. Станционный смотритель, кроме полагающегося ему по должности чина коллежского регистратора, имел право носить почтовый мундир и шпагу. В подчинении у станционного смотрителя находились ямщики, которые и возили почту и пассажиров.
Позже почту стали развозить специальные люди – почтальоны, одеты они были в униформу – пальто и шапку, а также имели оружие – саблю. Ямщик во время поездки поступал в распоряжение почтальона. Устроиться на работу почтальоном было не очень просто, требовалась сдача экзамена. В 19 веке, когда почтовое дело обросло законами, к почтальону предъявлялись по-прежнему высокие требования, но льготы тоже существовали значительные. Почтовый устав подробно, до мелочей регулировал жизнь почтового служащего, который, например, устраиваясь на работу, обязан был дать подписку в том, что отработает на почте 20 лет, а его дети, рождённые в период работы в почтовом ведомстве, тоже будут принадлежать этому ведомству. Дети почтовых служащих имели первоочередное право при устройстве на работу в почтовое ведомство. Вот выдержка из Почтового устава Российской империи: «ст.96. В должности нижних почтовых служителей поступают преимущественно дети сих служителей».
Нужно сказать, что кроме государственных почтовых станций, были и частные, которые по конкурсы отдавались желающим. Такие станции брали плату за проезд и провоз почты и, если эта плата не покрывала расходы, получали субсидии от государства, казённые же станции находились на полном содержании государства.
Почтовые станции располагались только по почтовым трактам, а по округе почта развозилась, как получится.
Нет комментариев