Душа до благодати Божией боится смерти. Боится душа и Самого Бога, потому что не знает, насколько Он смирен, и кроток, и милостив. И никто не может понять любовь Христову, если не вкусит благодати Святого Духа.
Силуан Афонский
Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов ее. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы, потому что Господь не только простит, но и радуется весьма обращению грешника. Хотя пришла смерть, но ты крепко верь, что как только будешь просить, так и получишь прощение.
Силуан Афонский
Боязнь смерти происходит от недостатка веры, — от того, что никто не верит в истину обещанного Богом.
Киприан Карфагенский
Христос видел, как страшна смерть для человеческого рода; поэтому Сам снисшел, по милосердию Своему вкусил смерть, чтобы и мы смелее встречали смерть.
Ефрем Сирин
Смерть для людей, кои понимают ее, есть бессмертие, а для простецов, не понимающих ее, есть смерть. И этой смерти не следует бояться, а <бояться надобно> погибели душевной, которая есть неведение Бога. Вот что ужасно для души!
Антоний Великий
Бояться смерти может только тот, кто не хочет идти ко Христу, а не хотеть идти ко Христу свойственно только тому, кто не верит, что он начнет царствовать со Христом.
Киприан Карфагенский
Смерть для добрых не есть зло, но освобождение от страстей и беспрепятственное соединение с духом и сожитие с Господом. Жить во плоти и терпеть борение страстей весьма тяжело для души. Ты не бойся смерти, только будь готов к ней в безгрешии. Если готов будешь к смерти, то не убоишься смерти. Если возлюбишь Господа всем сердцем, то сам возжелаешь ее.
Димитрий Ростовский
Не скорби о телесных повреждениях, потому что совершенно возьмет их у тебя смерть. Не бойся смерти, потому что Бог все уготовал, чтобы соделаться тебе выше ее.
Исаак Сирин Ниневийский
Боязнь смерти есть свойство человеческого естества, происшедшее от преслушания; а трепет от памяти смертной есть признак нераскаянных согрешений. Боится Христос смерти, но не трепещет, чтобы ясно показать свойства двух естеств.
Иоанн Лествичник
Страх смертный вложил Творец в грешников, чтобы, ради смерти, возненавидели люди грех.
Ефрем Сирин
Почему ты боишься смерти за Бога, если, как признано, умереть необходимо? Если это так, то лучше умереть за Бога.
Иоанн Златоуст
Господь вселенной страшно угрожал всем именем смерти, и ужас ее для того простер на смертных, чтобы больше они не грешили.
Ефрем Сирин
...Ты, услышав о смерти, не страшись, потому что имеешь в себе действительную жизнь, за которой не будет следовать никакая смерть. Такова жизнь Духа; она уже не покоряется смерти, но губит и истребляет смерть и сохраняет бессмертным то, что получила.
Иоанн Златоуст
Придет день, братия, непременно придет, и не минует нас день, в который человек оставит все и всех, и пойдет один, всеми оставленный, униженный, пристыженный, обнаженный, беспомощный, не имея ни заступника, ни сопутника, неготовый, безответный, если только день этот застигнет его в нерадении, — в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает (Мф. 24:50), тогда как он веселится, собирает сокровища, роскошествует, предается нерадению. Ибо внезапно придет один час, и всему конец: небольшая горячка – и все обратится в тщету и суету, одна глубокая, мрачная и болезненная ночь – и человек пойдет, как подсудимый, куда поведут поемлющие его. Много тогда тебе, человек, нужно будет путеуказателей, много помощников, много молитв, много содейственников в этот час разлучения души. Велик тогда страх, велик трепет, великое таинство, велик переворот для тела при переходе в тамошний мир. Ибо если и на земле, переходя из одной страны в другую, имеем нужду в каких-нибудь путеуказателях и руководителях, то насколько больше будут они нужны, когда переходим в беспредельность века, откуда никто не возвращался? Еще повторяю: много нужно тебе помощников в тот час. Наш этот час, а не иной какой; наш путь, наш час, и час страшный; наш это мост, и нет по нему прохода; это общий для всех конец, общий и для всех страшный; трудная стезя, но по которой должны проходить все; путь узкий и тесный, но все на него вступим, это горькая и страшная чаша, но все выпьем ее, а не иную; велико и сокровенно таинство смерти, и никто не может объяснить его. Страшно и ужасно, что тогда испытывает на себе душа; но никто из нас не знает этого, кроме тех одних, которые предварили нас там, кроме тех одних, которые изведали это на опыте.
Ефрем Сирин
Слезы об исходе из сей жизни рождают страх; а когда страх породит безбоязненность, т.е. упование, тогда воссияет радость; когда же достигнет конца радость нескончаемая, расцветает цвет святой любви.
Иоанн Лествичник
Страх смертный печалит человека, осуждаемого своею совестью.
Исаак Сирин Ниневийский
Если боишься смерти, бойся и сна; если сокрушаешься об умерших, то сокрушайся об ядущих и пьющих: как это дело естественное, так и то.
Иоанн Златоуст
Увы, увы, как страшен час смертный, когда душа разлучается с телом! Тогда будут сопутствовать не отец сыну, не матерь дочери, не жена мужу, не брат брату, но только дела каждого и что он сделал доброго или злого. Поэтому пошлем перед собою дела добрые, чтобы, когда сами пойдем, они приняли нас в город святых.
Ефрем Сирин
Как олово отличается от серебра, хотя и подобно ему по виду, так и различие между естественным и противоестественным страхом смерти для рассудительных ясно и очевидно.
Иоанн Лествичник
Смерти должен бояться тот, кто, по исходе из этого мира, будет вечно мучиться и для кого продолжение пребывания здесь служит только временною отсрочкою страдания и плача.
Киприан Карфагенский
Человек, пока в беззаботности, боится часа смертного; а когда приблизится к Богу, боится пришествия суда; когда же всецело пойдет вперед, тогда любовью поглощается тот и другой страх. Почему же это? Потому что, когда остается кто в знании и жизни телесной, ужасается он смерти; когда же бывает в знании духовном и в жизни доброй, тогда ум его всякий час бывает занят памятью будущего суда, так как правильно стоит он по самому естеству, движется в духовном чине, занимается своим знанием и жизнью, и хорошо устроен для того, чтобы приблизиться к Богу.
Исаак Сирин Ниневийский
Что делать? – достигло и ваш край посещение болезни, и в обитель вашу проникла; непостижимые судьбы Божии все на лучшее устраивают. Нам должно благоговеть и в ничтожестве нашем повергаться перед Ним, ища умирения совести покаянием, а не паническим страхом ужасаться смерти. Смерть необходима для всех: но рано или поздно кто умрет или, более того, переселится в будущность, состоит в предопределении Божием; тот только отойдет отсюда, кому предопределено в настоящее время кончить предел здешнего странствования. Старайтесь успокаивать себя.
Макарий Оптинский (Иванов)
Смерти должен бояться только тот, кто, не будучи возрожден водою и духом, готовит себя в жертву пламени геенскому...
Киприан Карфагенский
...Станем трепетать не перед смертью, а перед грехом. Не смерть родила грех, но грех произвел нам смерть, смерть же стала врачевством греха.
Иоанн Златоуст
При самоотвержении, при преданности воле Божией самая смерть не страшна, верный раб Христов предает свою душу и вечную участь в руки Христа.
Игнатий Брянчанинов
...Для грешника весть о переселении отселе в другую жизнь обыкновенно бывает страшна и трепетна.
Феодор Студит
Если следует бояться смерти, то, конечно, такой, которая постигает нас по заслугам, потому что принявший несправедливую смерть через это самое вступает в общение со всеми святыми.
Иоанн Златоуст
Если кто истинно достоин слез, то это те, которые еще боятся и трепещут смерти, которые не веруют воскресению.
Иоанн Златоуст
Страх смерти — спасительный страх; но бывает, спасительность эта уничтожается отсутствием надежды спасения.
Феофан Затворник
Христианин, ты воин, и непрестанно стоишь в строю; а воин, который боится смерти, никогда не сделает ничего доблестного.
Иоанн Златоуст
Узник тогда особенно скорбит, когда выводят его на суд; тогда особенно трепещет, когда приближается к судилищу, когда должен дать отчет. Вот почему много ходит и рассказов об ужасах при последнем конце и страшных явлениях, которых самый вид нестерпим для умирающих, так что лежащие на одре с великою силою потрясают его и страшно взирают на предстоящих, тогда как душа старается удержаться в теле и не хочет разлучиться с ним, ужасаясь видения приближающихся ангелов. Если мы, смотря на страшных людей, трепещем, то каково будет наше мучение, когда увидим приближающихся грозных ангелов и неумолимые силы, когда они душу нашу повлекут и будут отторгать от тела, когда много будет она рыдать, но напрасно и без пользы?
Иоанн Златоуст
Если смерть представляется страшною, то причиною этого слабость людей.
Иоанн Златоуст
Кто способен глубоко усвоить мысль о Воскресении, будет ли бояться смерти, станет ли страшиться чего-нибудь другого?
Иоанн Златоуст
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев