Наказание имеет целью улучшить того, кого наказывают. Ф. Ницше
Проблема наказания волнует большинство родителей, которые поддавшись эмоциям, «перегибают палку», а потом испытывают чувство вины за то, что они - плохие родители. Часто мы слышим фразу: «Все проблемы из детства» и среди моих клиентов встречаются взрослые дяди и тети, которые плачут от обиды на своих родителей, вспоминая, как их наказывали в детстве. Иногда они не знают, как наказывать своего ребенка и вообще стоит ли это делать, но, опираясь на опыт своих родителей, делают точно так же, потом испытывают чувство стыда.
Все родители мечтают вырастить «хорошего ребенка». «Хорошего»- значит послушного, удобного, не создающего проблемы. Выглядит, конечно, идеально, но стоит помнить, что сын или дочь – это отдельные личности, у которых есть свои интересы, желания и собственный взгляд на те, или иные вещи. Когда ожидания родителей, о том какими должны быть их дети не совпадают с реальностью, они пытаются их «исправить». Родители потому и считают наказание действенной мерой воздействия, так как это останавливает нежелательное поведение ребенка, делая его послушным. В этом случае нужно понимать, такие воспитательные санкции вызывают у детей страх, ярость, обиду, желание отомстить, и учат ребенка быть хитрым и изворотливым.
На семейных консультациях периодически встает вопрос об эффективности физического воздействия на детей, родители уверены в успешности данного метода и активно его применяют в своих воспитательных целях. На мой взгляд, эффективность такого воздействия будет со знаком минус. Давайте разберемся почему?
Когда родитель использует физическое наказание по отношению к ребенку, проблема не решается, а создается иллюзия ее разрешения. Эта форма воздействия выбирается тогда, когда сам взрослый находится в позиции «слабого» человека, который не может осознанно контролировать свое поведение. Согласитесь, выглядит нелепо, когда мама шлёпает своего ребёнка, говоря:
- Драться нехорошо!
Вряд ли малыш может понять, почему нехорошо, если это делает мама.
Еще одной малоэффективной формой наказания является - речевая агрессия. В это понятие входят: ругань, крик, матерная брань, оскорбления. Такой способ взаимодействия с ребенком носит разрушительный характер, учит детей таким же образом общаться со сверстниками, тем самым, копируя модель поведения родителей.
В последнее время распространённым методом воспитания является так называемые сепарационные наказания - лишение ребёнка родительской ласки, любви и заботы. Такой метод заключается в том, что родитель начинает игнорировать ребенка, отказывая ему в общении, выполняя только простые родительские обязанности - накормить, одеть, обуть, проверить уроки. Такая система воздействия на ребенка квалифицируется, как «жестокое обращение», и может нести за собой правовую ответственность. Для детей это чрезвычайно сильнодействующая форма наказания, и применять её нужно осторожно, и на очень короткое время. Нельзя допускать в адрес малыша угрозы: мама уйдёт из дома, оставит его одного, сдаст в детский дом. Нередко на консультациях я сталкиваюсь с тем, что дети, испытавшие такие угрозы, говорят о сильных чувствах одиночества, нелюбви к себе, отверженности. Родители, сами не понимая того, отдаляются от ребенка, создавая глубокую пропасть из недосказанности, обид и ощущения ненужности…
Применяется и такой метод наказания, как запрет. Родители запрещают те или иные действия ребенку, прежде всего из соображений безопасности. Важно в таких случаях не ограничиваться кратким замечанием: "Нельзя!", а четко и развернуто аргументировать свое решение. Родитель может показывать своё недовольство мимикой и жестом, тем самым обучая понимать, какие поступки вызывают одобрение, а какие нет.
Довольно, излюбленным методом воспитания в семье, является наказание "естественными последствиями", состоящее в лишении ребёнка за провинность чего-либо приятного: сладостей, гаджетов, новых игрушек, прогулок, общения с друзьями. Такой метод может принести положительные плоды только тогда, когда ребенок считает, что его наказали заслуженно, и он полностью согласен с решением родителей. Чего-либо «лишать» ребенка возможно лишь с определённого возраста, когда он способен нести ответственность за свое поведение. Нельзя лишать ребёнка того, что необходимо для его полноценного развития и социализации: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками. При этом, ребенок должен знать, на какое время он лишён чего-либо, и когда наказание закончится.
Наказывать или не наказывать, а если наказывать, то, каким образом, каждый родитель решает самостоятельно. Но при этом нужно, как и в любом другом деле, соблюдать определенные правила:
- наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому;
- если есть сомнения, наказывать или не наказывать - не наказывайте;
- за один проступок – одно наказание, даже если их несколько, наказание может быть суровым, но только одно;
- лучше совсем не наказывать, чем наказывать с опозданием, когда уже прошло время, существует срок давности;
- наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых грехах ни слова;
- какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как величие вашей силы над его слабостью, как унижение;
- ребенок не должен бояться наказания, он должен бояться вашего огорчения.
Не могу не согласиться с высказыванием И.Канта: Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели.
Психолог Барабанова Татьяна
Нет комментариев