Проблемы и перспективы
Реформирование системы образования в РФ началась в 2010 году с подписания законопроекта о комплексе мероприятий по модернизации системы образования. Официальной датой начала реформы российского образования можно считать 1 января 2011 года.
К основным мерам, предпринятым по реформированию системы образования в России, можно отнести:
введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) взамен экзаменационной системы, действовавшей в России долгие десятилетия;
внедрение и дальнейшее развитие высшего образования нескольких уровней – бакалавриата и магистратуры, направленных на сближение российского образования с европейским.
Некоторые ВУЗы сохранили пятилетнее обучение по некоторым специальностям, но их на сегодняшний день осталось совсем немного.
В результате реформы системы образования:
идет постепенное сокращение численности учителей и педагогов;
сокращение числа высших учебных заведений путем их полного закрытия или реорганизации, в результате которой они присоединяются к более крупным ВУЗам.
Итоги этой реформы системы образования еще будут подведены нескоро, но мнения уже разделились:
одни специалисты говорят о том, что вследствие этих изменений развалилась одна их самых качественных и фундаментальных образовательных систем в мире. Поскольку государственных дотаций стало гораздо меньше, все свелось к коммерциализации образования во всех уровнях учебных заведений;
другие же говорят о том, что благодаря европейской стандартизации российские студенты получили шанс работать за границей (?), а в школах снизилось количество подтасовок результатов экзаменов.
Структура современной системы образования в России
Современная система образования в России включает в себя несколько следующие компоненты:
федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей несовершеннолетних обучающихся;
федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
п.1 статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018)
Современное образование в России подразделяется:
на общее образование,
профессиональное образование,
дополнительное образование и
профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
п.2 статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования:
уровни общего образования:
дошкольное образование;
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее образование.
уровни профессионального образования:
среднее профессиональное образование;
высшее образование - бакалавриат;
высшее образование - специалитет, магистратура;
высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как:
дополнительное образование детей и взрослых и
дополнительное профессиональное образование.
Современная система образования в России построена таким образом, что создает условия для непрерывного образования посредством:
реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ,
предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также
учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Дошкольное образование
Дошкольное образование - предоставляют дошкольные образовательные организации. Чаще всего — это детские сады, и реже — другие образовательные учреждения, которые организуют присмотр за детьми и обучают их по дошкольной программе.
Дошкольным считается возраст ребенка от 2-х месяцев до 7 лет. Но обычно самый ранний возраст, с которого детские сада принимают детей — два с половиной или три года. Так происходит, потому что не во всех дошкольных организациях есть соответствующие младшие возрастные группы.
Обязательное образование
Обязательное образование - подразделяется на следующие уровни:
начальное – первые 3 или 4 класса;
основное – 9 классов;
среднее – 10 или 11 классов.
Срок на освоение каждого уровня определяется федеральными государственными образовательными стандартами.
Также срок каждого уровня обязательного образования зависит от формы обучения:
очная,
заочная,
самостоятельная или другая форма
и особенностей отдельных категорий обучающихся.
Обязательное образование получают в общеобразовательных организациях. Обычно это:
школа,
лицей или
гимназия.
Среднее профессиональное образование
Среднее профессиональное образование - направлено на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Его можно получить после 9-ти классов основного или 10-11-ти классов среднего общего обязательного образования.
Обучение по программам среднего профессионального образования проводят:
колледжи,
техникумы,
лицеи и другие образовательные учреждения и организации.
Высшее образование
Высшее образование - относится к профессиональному образованию и реализуется по трём уровням образования:
бакалавриат и специалитет,
магистратура,
подготовка кадров высшей квалификации.
п.5 статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Обучение по программам высшего образования проводят:
академии,
университеты,
институты и другие образовательные учреждения.
Проблемы с финансированием образования в России
Начиная с 2013 года по данным экспертов Высшей школы экономики происходит постоянное сокращение расходов на образование в связи с увеличением расходов на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность (см. картинку выше).
Также сокращение расходов на образование может быть связано с передачей финансирования по разделу «Образование» с федерального уровня на региональный.
При этом удельный вес расходов на образование к ВВП в современной России значительно ниже нормы, заданной мировой практикой. Мировой опыт показывает, что система образования может нормально функционировать и развиваться, а также создавать условия для обеспеченности всего населения общим средним образованием, при условии удельного веса расходов в данной сфере не ниже 5-7 % от ВВП.
В то время как в современной России он составляет порядка 1% и при этом из года в год падает.
Недостаточное финансирование образовательных учреждений в России приводит к снижению материально-технического обеспечения учреждений образования, низкому уровню оплаты преподавательского труда, в связи с чем сокращается число квалифицированных преподавателей и снижается качество образования.
В общем, наблюдается отрицательная тенденция образовательных учреждений:
их количество сокращается,
тогда как количество желающих обучаться увеличивается.
Как будут развиваться события в области образования в РФ пока остается непонятным, но, как известно, медицина и образование — это две самые важные сферы для населения, и сокращение их финансирования может сильно изменить жизнь простых людей в России не в лучшую сторону.
Полезные ресурсы по современной системе образования в России:
официальный сайт Министерства образования и науки РФ - минобрнауки.рф ;
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) - obrnadzor.gov.ru (можно узнать о государственных программах в образовании и науке).
Законодательная база по современной системе образования в России:
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев