Когда участник Великой Отечественной войны, Евгений Гаврилович Литвинов получил сертификат на квартиру, он, вместе с женой и сыном Александром, стали думать, где бы приобрести жилье?
До этого ветеран проживал вместе с женой у сына в селе Фроловка, а так появилась возможность отделиться. Александр Евгеньевич нашел подходящую квартиру в Партизанске, в центре города и на первом этаже, как хотел отец. «Ступеньки я уже не одолею, ищи что-нибудь пониже», — напутствовал отец сына, и вот повезло. В Партизанске прибавилось одним ветераном войны.
Во Фроловке Приморского края Евгений Гаврилович прожил около 12 лет. Сын позвал поселиться у него, и Литвинов решил из Ташкентской области приехать на Дальний Восток. На родине Евгения Гавриловича, в Казахстане, осталась сестра, больше родственников не было. Захотелось быть поближе к детям.
Сельская жизнь во Фроловке была Литвинову по душе, ведь он родился в селе, теперь уже от него таком далёком — Корниловке Чимкентской области Казахстана. Окончил три класса на узбекском языке, а с 4-го класса по 8-ой учился в русской школе. И по сей день Евгений Гаврилович свободно владеет узбекским языком. «Зная его, можно легко овладеть татарским и киргизским. Все три похожи друг на друга», — говорил он.
Окончить среднюю школу не удалось. Началась война. Отец, участковый гидролог, ушёл на фронт и вскоре погиб. Как старший в семье, Евгений пошёл работать станционным надсмотрщиком районного радиоузла. Дома оставались с матерью двое младших детей. Их нужно было обеспечивать необходимым. Евгений дежурил на радиоузле, устанавливал круглые радиодинамики, похожие на большие тарелки.
В декабре 1942 года пришла очередь и ему идти на фронт, но прежде парня направили в Воронежское военное училище связи, которое эвакуировали в Самарканд. Война разгоралась и свирепела. Сотнями гибли мирные жители и воины. Требовалось подкрепление, напряжение всех сил и подразделений действующей армии.
В июне 1943 года, не дав курсантам окончить военное училище, 400 человек отправили на фронт. Это были самые молодые специалисты. Евгению исполнилось тогда 18,5 лет. Прибыли в 30-ый отдельный полк связи под Сталинградом. Из этого подразделения связистов сформировали 240-ю отдельно-кабельно-шестовую роту связи. Ее задачей было устанавливать временную связь между частями и соединениями наших войск.
С боями, потерями и победами советские воины, среди которых был Евгений Литвинов, продвигались на запад, освобождая захваченные немцами территории: Днепропетровск, Кривой Рог, Западную Украину, крупный железнодорожный узел Ковель. Оттуда пошли по Польше, освободили Холмск, Люблин, Минск-Мозовецкий. Хотели сходу взять Варшаву, но быстро не получилось: она была сильно укреплена. Остановились, окопались и с 13-го на 14-е января 1945 года пошли в победное наступление. Освободили Варшаву, Познань и другие города и в марте 1945 года подошли к Берлину.
Евгений Литвинов видел своими глазами немецкую делегацию парламентеров, которая приходила к маршалу Константину Жукову с предложением заключить мирный договор. Жуков позвонил Сталину, и он сказал: «Только капитуляция!».
Никакой стрельбы в этот ответственный момент не было. Немецкая делегация получила отказ подписать советской стороной мирный договор. Был выдвинут ультиматум: капитуляция. На размышление дали 2 часа. Не получив ответа наша артиллерия открыла огонь по рейхстагу. После этого немцы подняли белый флаг и капитулировали. 29 апреля боевые действия в районе Берлина были завершены. В других местах немцы еще огрызались до 15 мая.
После войны все маленькие воинские части связистов расформировали и влили в 66-й отдельный полк связи, который обслуживал штаб группы оккупационных войск в Германии. В этом полку Евгений Литвинов служил фельдъегерем, доставлял в штаб на «Мерседесе» совершенно секретную почту.
15 сентября 1949 года, отслуживший связист демобилизовался и уехал в родные места: в Ташкентскую область. Здесь он отдыхал 4 месяца, до 1 сентября, а потом приступил к занятиям в 3-х годичной школе машинистов тепловоза. Нужно было приобретать специальность.
Следующий 1950 год ознаменовался для Евгения важным событием в его жизни: он женился на симпатичной девушке, тоже Евгении, медсестричке, и почувствовал себя совсем взрослым.
После окончания школы машинистов Литвинов был направлен работать на большую железнодорожную станцию Арысь-ворота в Среднюю Азию, как ее называли. Долго он здесь трудился и успешно. Добросовестным считался работником. В почете был.
Еще одно место работы долго удерживало Евгения Гавриловича — целых 20 лет. Это рудодобывающее предприятие в п. Красногорский Ташкентской области. Здесь Литвинов также трудился машинистом тепловоза. Всего трудовой стаж у Евгения Гавриловича составил 46 лет. К боевым наградам ветеран труда присоединил медаль «За трудовую доблесть», много значков ударника пятилеток и победителя соц. соревнования в различные годы.
Большая и красивая жизнь прожита этим честным и порядочным человеком, добросовестным тружеником, смелым воином.
Боевые награды «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией», «За боевые заслуги», орден «Великой Отечественной войны II-й степени» одна за другой заполняли его грудь по мере продвижения от Сталинграда до Берлина.
Оба сына — Сергей и Александр — гордятся своим отцом. Не случайно они стали военными и дослужились до звания полковника.
Ушла в прошлое война. Евгений Гаврилович вместе с верной женой, порадовались четырем внукам и двум правнукам. Но не избежать было беспокойных мыслей: он говорил, что «снятся ему ужасы войны». У впечатлительного юноши они отложились в памяти на долгие годы.
Евгений Гаврилович был свидетелем гибели своих боевых сослуживцев. Это каждый раз глубоко ранило молодое сердце. Один из военных эпизодов чаще других всплывал в памяти:
Это было в Польше, в городе Познань в 1945-м году. Группу связистов из 24-х человек послали на задание. Нужно было установить связь со своими. Город был окружен советскими войсками. Связисты выехали на трех автомашинах, прихватили с собой необходимое оборудование. Ехали ночью с выключенными фарами и заблудились, попали на нейтральную зону. И вдруг увидели на своем пути упавшее от снаряда дерево, которое преградило дорогу. Сразу поняли, что сбились с маршрута. За поваленным деревом стоял дом, в котором находились немецкие солдаты. Связисты об этом не знали.
Стали разворачивать машины в обратную сторону и попали под обстрел. По обе стороны дороги были кюветы. Кто-то прыгал с машины в левую сторону и был убит, а кто-то прыгнул в правую, в том числе и Евгений, и скрылся в кювете. Рядом была кирпичная стена, чей-то двор. Немцы стрелять не стали. Один связист из уцелевших решил высунуться из укрытия и посмотреть откуда шла стрельба и тут же получил пулю в голову, погиб на месте.
10 человек погибло, 14 ребят сидели в укрытии до сумерек. Под покровом ночи стали пробираться к своим. Шли, проявляя осторожность и внимательность. Наконец-то вышли к своим. Это были наши артиллеристы.
После сообщения о случившемся связисты получили приказ восстановить утраченное: автомашины, оборудование за счет трофеев. Давали трехдневный срок. Это задание было выполнено за сутки. Ни раз Евгений Литвинов был свидетелем на войне, когда «жизнь измерялась в секундах».
Великая Отечественная с каждым годом все отдаляется в прошлое, но она беспокоит воспоминаниями защитников родины, всех, переживших военное время и тех, кто знает о грозных событиях по рассказам очевидцев, по книгам, фильмам и другим источникам информации. В наших сердцах живет глубокая благодарность тем, кто защищал нашу жизнь и наше Отечество.
Нет комментариев