1. Для исследователя трансакционного сценария, как и для критика сценария литературного, понятно, что если известна суть интриги и образы, известен и конец, если только не вмешаются какие-то непредвиденные силы. Например, психотерапевту, как и драматургу, совершенно ясно, что Медея предрасположена к убийству своих детей и обязательно сделает это, если только её кто-нибудь не отговорит; им обоим также ясно, что, если бы она посещала терапевтическую группу, ничего подобного не произошло бы.
2. И в театре, и в реальной жизни у каждого персонажа есть реплики. Если герой меняет свой текст и состояние Я, окружающие будут реагировать по-другому. Это изменяет весь сценарий, и именно такова цель психотерапевта, занимающегося анализом сценария. Если Гамлет начнет произносить строки из другой пьесы, Офелии тоже придется изменить текст, чтобы происходящее имело какой-то смысл, и весь спектакль пойдет совсем по-другому. И тогда они вдвоём могут сбежать, а не бродить в тоске по замку – пьеса получится плохая, но жизнь, вероятно, станет гораздо лучше.
3. В театре есть читки, повторы, костюмные репетиции и генеральные репетиции перед премьерой. Жизненные сценарии начинаются в детстве с примитивной формы, которая называется протоколом. Здесь круг ролей весьма ограничен – только родители, братья и сестры; если же ребёнок воспитывается в приюте или приемными родителями, в списке ролей – товарищи или воспитатели.
4. Почти в каждом сценарии есть роли «хороших парней» и «плохих парней», «победителей» и «побеждённых». Определение Хорошего и Плохого, Победителя и Неудачника у каждого сценария своё, но совершенно очевидно, что эти четыре типа представлены в каждом сценарии, хотя иногда объединяются в две роли. Психотерапевты, анализируя сценарии, называют Победителей Принцами и Принцессами, а Неудачников – Лягушками. Цель анализа сценария – превратить Лягушек в Принцев и Принцесс.
5. Все сценарии, и в театре и в жизни, отвечают на главный вопрос человеческого существования: что вы говорите после того, как сказали «Здравствуйте»? Например, трагедия Эдипа и вся его жизнь связаны с этим вопросом. Встретив старика, Эдип прежде всего говорит: «Здравствуй». А следующие его слова в соответствии со сценарием: «Хочешь сразиться?» Если старик отвечает «нет» - Эдип молчит, но если старик отвечает «да», он восклицает: «Превосходно!», потому что знает теперь, что говорить дальше.
6. Как и театральные сцены, сцены жизненного сценария должны быть мотивированы и подготовлены заранее. Жизненные сценарии основаны на родительском программировании, которое необходимо ребёнку по трём причинам:
1. Оно даёт цель жизни, которую иначе пришлось бы отыскивать самому. Ребёнок обычно действует ради других, чаще всего ради родителей.
2. Оно даёт ему приемлемую возможность организовывать своё время (то есть приемлемую для родителей).
3. Оно даёт объяснение, как делать то или иное.
Эрик Берн "Люди, которые играют в игры"
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1