Большой Чаган.
Владимир Кутищев - историк, краевед по образованию:
" В поселке Большой Чаган по инициативе группы верующих начались работы по возведению храма во имя Успения Пресвятой Богородицы.
Место выбиралось на площади, где некогда располагалась церковь во имя Святителя Николая. Храм этот прекратил свое существование в 1929 году. Точное его местоположение в народной памяти забылось.
Уже было выбрано место для строительства, но случай помог найти фундамент «старой» церкви. Была найдена, слегка скрытая слоем земли, кирпичная кладка.
Прочтя, на найденной среди кирпичей медной пластине, текст содержавший слова «Успения Богородицы», сделали вывод, что именно так и должен называться новый храм.
-----------------
Во время строительства были обнаружены несколько захоронений. Два одиночных. И одно, судя по количеству останков, групповое.
Групповое, вероятнее всего, относится к периоду массового голода в Приуралье в 1921-22 г.г., поскольку расположено на небольшой глубине и останки погребенных пересыпаны известью. У совершавших скорбный обряд погребения, просто не было сил выкопать достаточно глубокую могилу.
С высокой вероятностью можно предположить, что первая одиночная могила принадлежала местному священнику Терентию Исааковичу Хохлачеву. Прихожане очень любили этого батюшку и похоронили его подле храма.
Гроб во второй могиле когда-то был обит оцинкованным железом. Местные старожилы вспомнили, что в первые советские годы большую часть металлической общивки расхитили.
По местной легенде здесь был погребен старец Антипа, некогда посетивший Палестину и лечивший людей прикосновением посоха. Последние годы своей жизни он провел в Уральске, где и скончался.
Его ученик добился переноса останков в свой родной поселок, называвшийся тогда 1-й Чаганский.
Говорили, что прах старца несли до места нового упокоения на руках.
***
1916 год. 19 мая, как сообщила в газета «Уральские войсковые ведомости» в №42, в церковной ограде 1-го Чаганского поселка произошло погребение доставленных с кладбища города Уральска останков старца Антипия. «Так как старец Антипий был служитель в св.Палестине, то по прибытии оттуда он стал врачевателем и будто бы предсказывал будущее желающим».
Газета сообщила, что перенос останков организовал «местный казак Никита К-ов». Она предположила, что Никита состоял у Антипия в учениках и при кончине последнего получил от него дар целительства и завещание на перезахоронение.
Погребение было отпето в местной церкви при большом стечении народа из других поселений.
***
2012 год. Автора этих строк заинтересовала легенда о таинственном старце Антипии, услышанная им в 2009 году от участника строительства храма Суворова Сергея Васильевича.
Вскоре обнаружился вышеупомянутый газетный материал, но на этом поток информации остановился.
Мне, почему-то казалось, что Антипий – человек не местный, а приезжий.
Задавшись целью найти сведения о кончине таинственного старца, пришлось просмотреть большое количество метрических книг церквей нашего города, ведь в газетной статье 1916 года было точно сказано, что старец был изначально погребен в Уральске. И главное. Сама смерть должна была быть не многим ранее газетного сообщения. Поскольку само слово «старец» подразумевает человека немолодого, внимательно просматривались записи о смерти немолодых мужчин с именем Антип (Антипа, Антипий).
Просмотрев все метрические книги уральских городских церквей, хранящиеся в Государственном архиве Западно-Казахстанской области, обнаружил только одну запись с именем Антип, подходившую по возрастному критерию.
В Уральском Александро-Невском соборе 15 августа 1906 года произошло отпевание крестьянина Пензенской губернии Саранского уезда Кочкуровской волости села Подлесная Тала Наручкина Антипа Петрович. Согласно записи №27 Наручкин скончался 13 августа от продолжительной болезни в возрасте 76 лет. Антипа Петровича исповедовал, а затем отпевал священник Невского собора Кронид Иеремеевич Скопин.
***
1859 год. Российским консулом был приобретен участок земли неподалеку от храма Гроба Господня в Иерусалиме. Последующие археологические раскопки этого места оказались весьма удачными и значимыми. Был найден так называемый Порог Судных Врат через которые Христос шел на Голгофу. Возникла необходимость строительства сооружения сохраняющего и возвеличествующего это памятное место.
***
1882 год. В мае в России создается «Императорское Православное Палестинское Общество» - «ИППО». Главной целью общества является всевозможная помощь православным паломникам в их стремлении посетить святыни Палестины, а также изучение истории и географии священных мест Востока. Российский Император Александр III не только разрешил создание Общества, но он и члены царственной семьи активно включились в его деятельность.
***
1896 год. Над Порогом Судных Врат в Иерусалиме была освящена православная церковь во имя святого Александра Невского, построенная на средства и при участии Императорского Православного Палестинского Общества.
***
2011 год. В августе исследователем Аллой Нагорской были описаны колокола, находящиеся в звоннице Иерусалиского Александровского храма.
Ее осмотру предстали три колокола, отлитые в России в конце XIX века.
На малом колоколе весом 5 пудов 8 фунтов, отлитом в 1891 году, четко читалась надпись «Старанием А.Наручкина в св. гр. Иерусалим. За здравие Е.В. В.К. Сергея Александровича и палестинского общ». Далее читалось слово «Тюмень».
На среднем колоколе весем 28 пудов 37 фунтов здесь также имелась надпись – «в память коронования государя императора Николая II стараниями члена сотрудн. импер. правосл. палестин. Общ. Антипа Наручкина». Далее из надписи следовало, что отлит колокол в городе Бузулук в 1896 году.
Большой колокол весом 38 пудов 37 фунтов также имел надпись «сооружен стараниями члена императ. палестин. общ. Антипа Наручкина в память царя миротворца императора Александра III...». Этот колокол был отлит в том же году и в том же Бузулуке.
Как видно из надписей, Антип Наручкин навсегда оставил память о себе на земле Иерусалима.
***
2012 год. По ходу поступления информации появилась надежда, что старец из 1-го Чаганского поселка и Антип Наручкин, увековеченный в бронзе иерусалимских колоколов, одно и тоже лицо.
На сайте Императорского Православного Палестинского Общества помещен «Список должностных лиц Императорского Православного Палестинского Общества на 1 января 1900г.». В разделе «Сборщики» указан действительный член общества с 12 ноября 1891 года, благотворитель, сборщик, крестьянин Пензенской губернии села Подлесная Тала Антип Петрович Наручкин.
Три года мысль о таинственном старце не давала покоя. Теперь стало ясно, кем был при жизни Антип Петрович Наручкин. Но не на все вопросы найдены ответы. Как долго он находился в Уральске и что успел сделать здесь для Общества которому служил? И...подтвердится ли когда-нибудь легенда, что «старец Антипа» служил в Палестине и обладал способностями врачевателя?
Скорее всего, Антип Петрович на Земле Обетованной никогда не бывал, а просто преданно и честно служил Палестине на родине.
В 1907 году к 25-летию Императорского Православного Палестинского Общества был издан фотоальбом «Русские учреждения на Святой Земле и почившие деятели ИППО». На странице 58 изображен Антип Петрович Наручкин с знаменитой кружкой сборщика Палестинского Общества.
-------
С приходом Советской власти на уральскую землю тяжелым катком наехало безбожие. Чтобы выжить в этой кровавой суматохе, народу приходилось исполнять приказания власти. Участвовать в погромах церквей, разбивать иконы. Атеизм, хоть и временно, как показала история, взял власть над умами и сердцами чаганцев. Да и только ли их!
В ноябре 1929 года по призыву уральских железнодорожников начали снимать церковные колокола, якобы на нужды промышленности. Казаки Чаганской станицы и Щаповского поселка сдали на приемные пункты 16 тонн цветного металла, снятого со своих церквей. Позднее была разрушена и сама церковь.
Не думали и не гадали чаганские жители XIX века, что храм, построенный ими на народные копеечки, простоит так недолго – чуть более полувека. Как, наверное, тяжело было видеть их детям и внукам разрушение храма! Исчезли последняя защита и последний духовный ориентир.
Но нашлись добрые и честные люди – наши современники, для которых символ веры – Крест, стал одним из главных дел жизни! В душах людей опять звучит: «О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святой Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь!»
Службы в еще недостроенной церкви начались в 2008 году, а уже 8 августа 2009 года архиепископом Антонием в присутствии епархиального духовенства, строителей и верующих были освящены кресты. В этот же день они были подняты на церковь.
Протоиерей Владимир (Корчажников) начал проводить службы еще в недостроенном храме. С его помощью и его молитвами день ото дня храм становился краше. Не забывалось благоустройство прилегающей территории. Стараниями отца Владимира возле храма были установлены два креста, до ремонта находившихся на уральском храме Христа Спасителя.
Один крест был установлен возле могил священника Хохлачева и старца Антипия. Автором этих строк вместе с уральскими и чаганскими верующими, по благословению Владыки Антония, были облагорожены эти могилы, установлены памятные доски. На второй крест по левую сторону от церкви была установлена памятная доска в память жертв войн и политических репрессий. На алтарной стене храма была размещена доска, с указанием, что на этом месте находилась Николаевская церковь, разрушенная в годы безбожия.
Прихожане на территории высадили молодые деревца.
С каждым днем храм становился краше.
14 декабря 2014 года состоялось Великое освящение храма. Освящение проводил архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний в сослужении с настоятелем уральского Михайло-Архангельского собора архимандритом Феодосием (Курьяновым), благочинным Приурального округа протоиереем Владимиром Гарасим, настоятелем больше чаганского Успенского храма протоиереем Владимиром Корчажниковым, секретарем епархиального управления архидиаконом Василием (Крюковым), клириком Михайло-Архангельского собора иереем Георгием Лемачко и диаконом Спасо-Преображенской церкви Уральска Алексеем Потаповым.
По окончании освящения владыка Антоний совершил Божественную литургию. По ее завершении архиепископ поздравил прихожан и настоятеля храма со свершившимся актом освящения храма. Также собравшихся поздравили начальник отдела внутренней политики Зеленовского района ЗКО Жунусова Талшинай Урынбековна и заместитель акима Кушумского сельского округа Алмурзин Ауган Гарифулаевич.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев