Содержание:
Введение…………………………………..............……….........…….………2
Ономастика………………………………………………….............................3
История русских личных имен………………………………........................4 – 8
Список русских женских и мужских имен и их значение ………………..8 – 10
Старинные имена жителей сел Варгашинского района в прошлом
и в настоящее время……………………………………………………………10 – 17
Имена, заимствованные у других народов…………………………………...18
Самые редкие и самые распространенные имена в селах
Варгашинского района в настоящее время……………………………………19 – 21
Заключение………………………………………………………………………………..22
В сборе информации по селам района
приняли участие:
С.Барашково Людмила Шумкова
С.Верхнесуерское - Оксана Просекова и Наталья Овчинникова
С.Варгаши - Наталья Иванова и Ольга Корепина (библиотека)
С.Дундино - Любовь Демина
С.Дубровное - Татьяна Колосова
С.Лихачи - Вера Колбина
С.Попово - Светлана Иванова
С.Спорное - Лариса Яркова
С.Строево - Сумбеля Тронина
С. Сычево - Наталья Якушева
С.Терпугово - Маргарита Волосникова
Д.Урал - Валерия Старовойтова
С.Яблочное, д.Заозерная - Татьяна Качесова
с.Шастово - Галина Рыбина
Д.Шмаково - Надежда Кунгурцева
История образования имен и их значения всегда вызывают интерес.
Заняться же исследовательской работой, связанной с именами, которые носили наши предки, подтолкнуло пожелание одной из почитательниц народной культуры, Галины Бурухиной (г. Богданович), постоянной читательницы тех материалов, которые мы, работники учреждений культуры Варгашинского района, в рамках Проекта «Старина от А до Я», размещаем в группе «Традиционная народная культура», (сеть «Одноклассники).
«Можно, - написала нам она, - в рамках проекта затронуть тему имен? Когда речь идет о старине, для меня всегда интересны имена того времени. Интересно, когда встретишь необычное старинное русское имя в книгах, или даже увидишь, например, в родительский день на какой-нибудь могилке. Вот, например, у нас, на высоком берегу у церкви, похоронены в первые годы советской власти, товарищи вот с такими необычными именами: Фадей Артемьевич, Карп Филофьевич, Власин Иванович».
Мы с коллегами решили провести исследование и ответить на вопросы:
- Какие имена носили в прошлом наши земляки?
- Как выбирали они имена своим детям?
-Какие имена от той далекой старины шагнули и в настоящее?
- Какие из имен распространены сейчас, а какие являются редкими?
- Что означает то или иное имя?
- Когда на Руси появились имена, которые мы носим?
Актуальность и практическая значимость темы объясняется еще и повышенным интересом родителей к данной проблеме при выборе имени родившегося ребенка, желанием будущих родителей через имя определить жизненный путь своего наследника. Имена призваны оберегать и приносить счастье.
Наречение именем - большое событие в жизни каждого человека. Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение, имя вспоминают родные и близкие на могиле усопшего. Огромную роль играет значение и тайна имени, то, что в него заложено веками. Одно звучание имени дает большое количество информации. Есть стародавнее поверье: каждый человек имеет свое отражение в окружающем мире.
В нашем районе очень много разных имен, одни употребляются чаще, а другие реже. Поэтому в данной работе мы решили проследить, какие имена самые популярные у жителей сел и деревень Варгашинского района, а какие являются редкими.
Говорят, что у имен, как и у всех слов в языке — своя биография, история, приключения. Своя судьба.
Каждый человек имеет личное название, которое даѐтся ему при рождении. Это имя.
Существует, оказывается, целая наука о собственных именах. Называется ономастикой.
Ономастика ‒ это слово, имеющее греческое происхождение. В переводе с данного языка оно означает "имя". Нетрудно догадаться, что ономастика как наука изучает имена собственные людей.
Однако не только их. Ее интересуют также названия народов, животных, географических объектов.
Кроме того, в отдельную науку выделяется часть ономастики, изучающая названия гор, рек, населенных пунктов и прочего. Она называется топонимикой.
Ономастика ‒ это раздел лингвистики. Она изучает историю возникновения и преобразования имен в результате употребления их в течение длительного времени в языке-источнике или же благодаря заимствованию их у других языков.
Однако ономастика ‒ это понятие, которое может рассматриваться не только как наука. В более узком смысле это просто различных типов собственные имена. Иначе они называются ономастической лексикой.
Значительную часть человеческой жизни охватывает такое понятие как имена собственные. Примеры их многочисленны. Они даются всему, что создают люди, а также географическим объектам, включая расположенные за пределами нашей планеты. Происхождение названий можно рассматривать комплексно ‒ с точки зрения логики и этимологии.
Имена личные имели все люди во все времена во всех цивилизациях. Для того чтобы какое-либо имя появилось у данного народа, необходимы определѐнные культурно-исторические условия. Поэтому многие имена несут на себе яркий отпечаток соответствующей эпохи.
Личное имя (в древнерусском языке – рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование) – это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нѐм с другими.
Личные имена употребляются не только в быту, в частных разговорах, но и в документах, в различных официальных ситуациях, в юридической практике, где малейшая неточность в записи вызывает те или иные последствия. Например, если у человека в одном документе написано Арсений, а в другом Арсентий, это может вызвать осложнения при поступлении в учебное заведение, при получении пенсии и т.п.
Задумывались ли вы когда нибудь над тем, откуда пришло ваше имя, что оно обозначает? Давайте окунемся в историю образования русских имен…
У русских имѐн довольно сложная история, в которой можно выделить три основных этапа:
1 этап «Дохристианский »
Это период, в котором исповедовались самобытные имена.
По структуре имена делились на:
- простые (одноосновные) - Блуд, Заяц, Мал
- сложные (композита) - Мирослав, Доброгость
- составные - Волчий Хвост.
Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей.
Имя человеку давалось как примета, по которой его можно было выделить из семьи или рода. В одних случаях человек характеризовался по внешнему признаку, в других – по моральным качествам, положению в племени, отношением к нему родителей и сородичей, а иногда и по роду занятий.
Последнее было возможно, потому что имена в древности давались не только в раннем детстве, как теперь, но и в зрелом возрасте. При этом детское имя часто жило одновременно с взрослым.
Одноосновные русские имена восходили по происхождению к именам нарицательным: Дружина, Волк и т.д.
Родители прекрасно осознавали смысл тех языческих имѐн, которые они давали своим детям. Их можно охарактеризовать по нескольким признакам:
- по функции,
- по сфере именования,
- по признаку именования,
- по способу образования
По функции имена делились на охранительные, характеризующие и образные.
Образные не отражали признаков именуемого (Иван Михайлов Болото, Елизарко Богомолов Берѐза).
К наиболее древним относились имена, восходящие к названиям животных, от которой якобы вели происхождение те или иные группы людей.
Такими покровителями рода были волк, медведь, конь, бык, ворон, змея.
Человек, видевший свой идеал в каком-то животном, и себя называл его именем (Заяц Тихонов, Конь Сидоров).
Часто названия животных служили обозначением человека по особенностям его внешности или поведения (Бык - «упрямый, капризный ребѐнок» или «полный тучный человек»).
Среди охранительных выделяется особая группа имѐн, данных в младенчестве (Ненаш, Нехорошко), наречение которыми связано с представлениями о младенчестве, как о периоде, когда человек слабо защищѐн от воздействия «нечистой» силы.
Слепая вера в некую сверхъестественную силу человеческого слова породила имена – талисманы, имена «с хитринкой».
Наши предки очень боялись злых духов, злого слова, сглаза. По их представлениям, наибольшей опасности подвергались люди честные, умные, положительные качества которых подчѐркивались их именами – характеристиками. В целях обмана злых людей и нечистой силы заботливые родители давали своим хорошим детям «плохие» имена: умных и красивых мальчиков нарочно называли Уродами и Дураками, честных и смелых – Негодяями и Трусами, желанных и дорогих родительскому сердцу – Нечаями. Им казалось, что «плохое» имя как шапка – невидимка прикроет их ребѐнка и спасѐт от «порчи».
Следы таких «профилактических» имѐн сохранились до наших дней в основах современных русских фамилий таких как: Нечаевы, Дураковы, Негодяевы, Глуповы, Грязновы, Трусовы и т.д.
Характеризующие личные имена отражали тот или иной признак человека. Они могут быть разделены на группы:
- по порядку рождения (Первый, Пятой)
- по обстоятельству рождения (Ждан, Поздей)
- по внешнему виду (Беляйко, Глазан)
- по особенности поведения младенца (Говорко, Угрюм).
Но со временем многие признаки забывались и появлялись новые, данные в течение жизни:
- по чертам характера (Удалец, Ханжа)
- по особенностям поведения взрослого человека (Пьянко, Рукомах)
- по образу жизни (Волокита, Брага)
- по профессии или роду деятельности (Швец, Дьячок)
- по социальным или возрастным характеристикам (Кре-стьянин, Мужик, Малой)
- по месту рождения или проживания (Вологжанин, Слободчик)
- по родству или свойству (Дед, Братенник)
- по этнической принадлежности (Карела, Зырянин).
Древнерусские двусоставные имена хорошо известны нам по летописям – не в последнюю очередь потому, что изначально они были именами древнерусской элиты. По-видимому, они были основой и многих известных нам древнерусских односоставных имен: Любим – Любимир, Ратша – Ратислав (Ратьслав), Святоша – Святослав.
Композита были унаследованы славянами от индоевропейского периода. Чтобы осмыслить их славяне старались изменить их звуковую сторону. Обычно значение древнерусских имен понятно без перевода: Святослав – "святой" + "слава", Всеволод – "владеющий всем".
Но вот имя Остромир – что же это за "острый мир" такой?
И, кстати, кого должен славить человек по имени Жирослав? Почему борется с гостями Гостибор и что означает первый компонент имени Изяслав? Чтобы ответы на большинство эти вопросы, обычно достаточно заглянуть в словарь древнерусского языка и узнать, что "изяти" означает "взять", "гость" - это не только гость в привычном нам понимании, но и чужеземец, а слово "жир" значило богатство, изобилие.
Не так легко обстоит вопрос с Остромиром. Из словаря мы узнаем, что "остръ" имеет значение "храбрый, решительный". Соответственно, Остромир – "храбрый мир"? Довольно парадоксальное имя. Хотя, с другой стороны, имен на « - мир" в древнерусском именослове очень много: Владимир, Гостимир, Ратимир, Радомир…
Правда, иногда они почему-то писались через "ять" и соответственно произносились Володимер, Гостимер, Ратимер, Радомер.
Даже если сделать скидку на произношение безударного гласного, согласитесь, "мир" и "мер" - это две большие разницы. Есть версия, что компонент мир/мер был заимствован из германо-скандинавского означающего "славный, знаменитый". Тем более что параллельно со славянским именем Владимир существовало скандинавское Вальдемар – "славный властелин". Владимир – княжеское имя, первый известный нам носитель этого имени – князь Владимир Святославович (Владимир Великий), потомок небезызвестного варяга Рюрика. Возможно, князь Святослав дал младшему сыну скандинавское имя Вальдемар, адаптированное под славянское произношение: Володимер. Тем более что на русский слух оно звучало как обычное двусоставное имя – "владеющий миром". Поэтому славянизированное мир/мер легко заняло свое место среди других имяобразующих компонентов: -слав, -бор, -люб. При этом не исключено, что некоторые имена образовывались не от заимствованного мир/мер, а непосредственно от древнерусского "миръ" (мир).
По мнению О.Н.Трубачѐва, свят - из индоевро-пейского означает «набухать», «усиливаться», «расти», «разрастаться», поэтому Святополк - «тот, чья дружина множится, разрастается».
Композита - ценнейшая часть славянского именника, это имена- характеристики, имена- идеи, они отражают идеальные ценности народа того времени, это зеркало культуры.
У славян ценнейшими категориями были святость, милость, достаток, бог. Бог употреблялось в значении «счастье». Отсюда славянские композита - Богумил, Любибрат, Доброжир, Хвалимир.
С точки зрения структуры композита были представлены следующими моделями:
1) имя + имя: Златоцвет, Ярослав;
2) глагол + имя: Мстислав, Ратимир (ратити «воевать»), Брячислав («звонкославный»);
3) сравнительная степень + имя: Болеслав, Вячеслав;
4) наречие + имя: Домогость, Домажир; 5) местоимение + имя: Всеволод, Всеслав.
В летописях и других источниках представлены личные имена женщин в основном княжеского происхождения.
Как и мужские, это имена - композита: Богуслава, Горислава, Ярослава, Гранислава и т.д. Например, князь Владимир, взяв в жѐны Рогнеду, дочь половецкого князя, заставил еѐ сменить имя на Горислава.
Личные имена женщин незнатного происхождения обычно в документах не употреблялись, что связано с зависимым положением женщин в то время. Приводились только имена по отцу или по мужу (Глебовна, Поляжая жена Полюда). В ряде случаев личные имена женщин всѐ же встречаются: Яновая жена Мария (жена Яна). Как и среди мужских, одноосновные женские имена связаны с названиями животных (Лыбедь, Кунава - «куница», Белка).
Выделялись так же имена с положительной (Чернава - «смуглянка», Милава - «милая») и отрицательной окраской (Досада, Нелюба, Несмеяна).
Отрицательные – это имена «обереги»
2 этап истории имѐн иноязычных, христианских.
После введения христианства на Руси вошли в практику именования так называемые календарные имена, в которых отмечены дни поминовения святых, в честь которых и давались имена.
Новорожденному, при крещении, давали имя святого, чья память падала на день рождения или день крещения ребѐнка.
Круг календарных имѐн расширялся в связи с канонизацией церковью новых святых. Они стали составной частью русского языка, частью истории русского народа. Календарными мы их сейчас называем условно, так как в течение всего времени своего существования они давались людям по церковным календарям - святцам.
Официальное насаждение христианства на Руси началось с Х века.
Имена святых Византийской церкви, пришедшие на Русь, возникли в разных языках. Главным образом имена были заимствованы из греческого, латинского, древнееврейского, готского, немецкого языков.
Андрей в переводе с греческого – «мужественный».
Артëм в переводе с греческого языка – «безупречное здоровье».
Василий в переводе с греческого – «царский, царственный».
Русские святые, как правило, записывались в святцах под христианскими именами (Борис, Мстислав, Кукша).
Иноязычные имена не соответствовали нормам русского языка, а потому подвергались переработке: - изменение звукового облика имени (Иосиф – Осип, Егорий – Георгий – Юрий, Труфон – Трифон) - заимствованные имена стали склоняться - усечение суффиксов (Мелентий – Мелетий) - калькирование, т. е. стремление сохранить связь имѐн с названиями христианских добродетелей (имена трѐх дочерей римской христианки святой Софии в латинском звучали как Фидес, Спес, Харитас, в греческом – Пистис, Элпис, Агапе, а в русском – Вера, Надежда, Любовь) .
3 этап истории имен (новый).
После Великой Октябрьской Социалистической Революции , ознаменовавшийся проникновением заимствованных имѐн и «воскрешением» некоторых языческих имѐн. Молодые родители, жаждавшие всеми способами "порвать со старым миром", принялись выискивать для своих детей любые имена, не связанные с традиционными святцами. Правда, Яромиры и Всеславы значительно уступали по популярности Владленам, Революциям и Электрификациям, но все же традиция была заложена всерьез и надолго.
Рассмотрим, в чѐм состоял пересмотр именника в первые годы после революции:
1) Появляется много новых личных имен иноязычного происхождения, заимствованных через литературу, театр, кино: Альберт, Изабелла, Марат, Тимур.
2) Проявляются новые личные имена из имѐн нарицательных, без каких-либо изменений: Авангард, Сталь, Идея, Союза, Новелла.
К личным именам, образованным в результате словотворчества, относятся: Ренат - Революция Наука Труд; Оюшминальд – Отто Юльевич Шмидт на льдине; Лакшмивара – Лагерь Шмидта в Арктике
3) Активизировались имена, которые числились в святцах, но редко употреблялись: Лариса, Маргарита
4) Воскресли древнерусские имена, известные по древним летописям: Лада, Ростислав, Милица
5) Появляются новые личные имена, рождѐнные новой революционной эпохой: Майя, Ноябрина, Электрон
Широкое распространение получают имена, в основе которых были использованы элементы наименования Владимира Ильича Ленина: Владлен, Вилия…
В послереволюционное время усиливается приток иностранных имен. Встречаются имена, заимствованные у разных народов: Роберт, Рудольф, Жозефина, Эдуард, Эрик, Жанна и т. д.
Есть еще особый вид имен, названных автором, может быть не особенно удачно, «родительскими».
У родителей Михаила и Ольги сын Миоль, а дочь Миолина, у Владимира и Екатерины три дочери — Владикатра, Влена и Века, и т. д.
Наконец, есть еще имена — от слов, прочитанных с конца: Нинель — Ленин, Авксома — Москва.
Чрезмерно увлекаясь иностранными именами, родители забывали, что эти имена нередко звучат диссонансом с русским отчеством и фамилией носителя имени. Например: Гарри Семенович Попов, Диана Кривоногова, Роберт Овечкин, Рэд Алексеевич.
После окончания гражданской войны произошли перемены – реже стали устраивать церковные обряды, осуществляли положенную регистрацию новорожденных. А после тридцатых годов новшества в образовании личных имѐн пошли на убыль.
В эти годы в городах стали любимыми имена Владимир, Юрий, Галина, Тамара, а в деревне - Валентин, Нина.
В 40-50 годы устанавливается постоянный ассортимент имѐн.
Среди мужских выделилось пять самых распространѐнных - Сергей, Александр, Владимир, Юрий, Андрей.
К наиболее распространѐнным женским именам относились Елена, Марина, Ирина, Наталья, Татьяна, Светлана, Галина.
В течение этого периода окончательно исчезают имена Архип, Тихон, Тит, Агафья, Устинья, Фѐкла.
Но у некоторых новоиспечѐнных родителей вновь появилась тяга к словотворчеству. Стали появляться такие замысловатые имена как: Пофистал – Победитель фашизма Иосиф Сталин , Даздрасмыгда – Да здравствует смычка города и деревни Урювкос – Ура, Юра в космосе.
Хрущѐвская оттепель способствовала тому, что в 70-е годы в городе появились старые крестьянские имена, они стали очень модными в 80-е годы: Максим, Денис, Яков, Иван, Илья, Мария, Анна, Дарья, Екатерина… Особенно активны они у интеллигенции, что объясняется пробуждением патриотизма, стремлением возрождения русских национальных традиций.
К 3 этапу относится и современность.
Статистика имен в России с 17 по 20 век .
Частота употребления разных имен неодинакова. Современные редкие и редчайшие русские имена не были редки в прошлом.
Как весьма распространенные в прошлом известны: Агафон, Иона, Кирьяк, Мирон, Михей, Моисей, Панкратий, Трифон и др. Широко употреблялись народные варианты русских календарных имен: Абрам (от Авраам и Авраамий), Акинф (от Иакинф), Анисим (от Онисом), Устин (от Иустин) и т.д. По-настоящему редкими стали Астерий, Вил, Горазд, Ириний, Ларгий, Марес, Наркис, Пеон, Иларий, Кион, Мамант (Мамонт), Смарагд, Филосов и другие.
Немногие имена стабильно часто употреблялись на протяжении веков; к таковым можно отнести только мужское имя Михаил. Имена Василий, Иван, Степан, Яков и Анна, Евдокия, Прасковья в течение XX века (до 1970-х годов) использовались всѐ реже.
Исследуя, русский именник в XX веке, учѐные выделяли подобные имена в группу имѐн затухающих.
Имена Евдокия и Прасковья к 1970-м годам практически вышли из употребления (однако следует отметить, что частотность имени Анна, показывавшего сходную динамику, в 1970-е—1980-е годы существенно увеличилась).
Самые красивые женские имена, по мнению многих народов, всегда несли в себе некую загадку и таинственность. Имя наполняло его обладательницу нежностью, женственностью и мудростью. В современном мире тенденции несколько иные. Родители пытаются найти такие имена для дочек, дабы они были успешны, самостоятельны, достигли карьерных высот. Думается, прежде, нежели совершить свой выбор, необходимо получше узнать обо всех тенденциях, существующих в мире.Ведь женские имена, без сомнения, интересовали человечество со времѐн Адама и Евы.
Проанализировав всѐ вышеизложенное, можно сделать следующие вывод.
Среди современных русских имѐн, используемых в нашем обществе, существуют на равных имена самого разного происхождения:
здесь и славянские, и греческие, и еврейские, и латинские, и скандинавские имена, и ещѐ множество имѐн иностранного происхождения.
Соответственно культура русского народа давно впитала в себя традиции и обычаи множества других наций и народностей. Именно поэтому и греческие, и еврейские, и латинские имена кажутся нам такими же родными и близкими, как и славянские имена.
Однако любое общество может эффективно развиваться, только если оно будет помнить свою историю и свои корни. Именно поэтому мы считаем необходимым, изучать своѐ прошлое, изучать русские имена, русские традиции.
Так какими же именами называли своих детей наши предки, какие имена можно назвать исконно русскими?
На Руси мальчиков называли:
• Всеволод - владеющий всем, могло употребляться так же в значении князь, хозяин, царь.
• Всемил - милый всем.
• Всеслав - славящий всех и всё вокруг себя.
• Добролюб(а) - тот, кто любит добро.
• Добронрав - обладающий добрым нравом.
• Звенислав (а) - звенящий, который оглашает о славе.
• Зореслав (а)/ Зареслав(а) - происхождение связано со словами Заря и Славить, т.е. тот кто славит Зорю.
• Радосвет (а) - происходит от слов Радость и Свет. Освещающий радостью.
• Ратибор - происходит от слов Рать и Борьба. Ратный Боец (Ратник).
• Ратмир (а) - защитник мира.
• Велимудр (многознающий).
• Истислав (славящий истину).
• Любомысл (любящий размышлять).
• Борислав (борец за славу).
• Воислав (славный воин).
• Горыня (несокрушимый, громадный, подобный горе).
• Мечислав (прославляющий меч).
• Станислав(устанавливающий славу).
• Мстислав (славящий месть).
• Бронислав (защитник славы).
• Светозар - происходит от слов Свет и корня Зар. Озаряющий Светом
• Светополк - происходит от слов Свет и Полк. Светлый Полк. Полк, несущий Свет.
• Светослав (а) - славящий свет.
• Святополк - происходит от слов Святой и Полк. Священный (Божественный) полк.
• Святослав (а) - священная слава, т.е. божественная слава.
• Путимир - разумный и мирный.
• Миролюб - (миролюбивый).
• Владимир - ведающий лад и мир (по другой трактовке владеющий миром).
А девочкам давали такие имена:
• Снежана (снежина) - снежная, белоликая, беловолосая, холодная.
• Ярослава - славящая жизненную силу.
• Светозара - озаряющая светом, сияющая.
• Мирослава - прославляющая мир, мирный человек.
• Доброслава - славящая добро.
• Боголюба- так, что любит Бога или любимая Богом.
• Голуба - кроткая.
• Умила - умилительная, милая.
• Цветана - цветущая, нежная.
• Веселина - веселая, жизнерадостная.
• Людмила - милая людям, человечная.
• Борислава - борющаяся.
• Братислава - славящая братство между людьми.
• Белослава - славящая чистоту во всём.
• Велена - повелевающая, велящая.
• Весняна - весенняя.
• Влада - ладная, ведающая лад.
• Ведана - ведающая.
• Мила - милая.
• Велимира - очень мирная, уравновешенная.
• Светана (света, светла) - светлая.
• Драгомира/дорогомила - дорогая, милая миру (обществу).
• Злата/златана - златовласая.
• Любава (любима, любаша) - любимая.
• Лада - ладная.
• Лучезара - озаряющая светом.
• Людмила - людям милая.
• Милолика - милая ликом(лицом), имеющая приятные черты лица, внешность.
• Мира - имеющая мирный характер, та, что примиряет.
• Светлана (светлена) - светлая, чистая душа.
И это только краткий список, на самом деле имён очень много.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ В СЛЕДУЮЩЕЙ ЗАМЕТКЕ)
Нет комментариев