При планировании работы по исправлению искажений в произношении и по постановке Р учитывают причины возникновения и тип нарушений, индивидуальные особенности пациента. Сама коррекция включает несколько этапов:
подготовительный;
постановки звука;
автоматизации навыка;
введения корректного звука в речь.
Дадим краткую характеристику каждого из этапов.
Подготовительный этап
Прежде чем приступать к активным действиям, необходимо:
познакомить ребенка с его артикуляционным аппаратом, в частности — объяснить на примере ладошки, где у язычка кончик, животик, края, спинка;
«размять» сам речевой аппарат — разработать его основные мышцы, ключевые элементы, которые будут участвовать в артикуляции, а именно губы, язык, нижнюю челюсть, щеки;
познакомить малыша с самим звуком, которой предстоит освоить — показать, как он должен звучать, уточнить его слуховой и произносительный образ, сравнить с другими звуками-заменителями, научить различать на слух правильный звук и его заменитель.
Для тренировки речевого аппарата и формирования базовых навыков произношения используют комплекс специальных артикуляционных упражнений. Не менее важно научиться правильно дышать и формировать сильную воздушную струю, которая будет помогать корректно произносить Р.
Этап постановки звука
На этом этапе перед малышом и его помощником (это может быть логопед или родители, которые помогают овладеть сложным звуком) стоит задача научиться правильно произносить звук, запомнить, как при этом располагаются органы речевого аппарата — где находится кончик языка, как он вибрирует, как проходит воздушная струя, которая заставляет его дрожать, сохранить в памяти все эти ощущения.
Для постановки звука используют разные приемы:
Подражание. Основано на слуховом восприятии звука, например, грома или рычащего мотора и попытках повторить услышанное.
Постановка от других звуков. Ребенок произносит звуки, которые у него хорошо получаются (например, Д, Ж или С). Немного меняя положение языка, добиваются того, чтобы возникала вибрация и получался звук, напоминающий Р.
Механические способы. Здесь логопед или родители помогают малышу, используя шпатель, на который надета соска, специальные логопедические зонды или пуговицу на ниточке. Эти нехитрые приспособления помогают ребенку ощутить вибрацию, зафиксировать (запомнить) ее на мышечном уровне и далее повторить уже без помощи спецсредств.
Этап автоматизации навыка произношения вибранта
Когда удалось достичь долгожданной вибрации и Р стал похож сам на себя, необходимо отработать этот навык до автоматизма. И заодно избавиться, например, от его излишней раскатистости. Для этого используют различные упражнения с элементами игры. Сначала дети проговаривают изолированный Р, потом — слоги, в которых свежеусвоенный звук сочетается с различными гласными и становится то твердым, то мягким. Затем приходит очередь слов, в которых есть буква Р. Она может располагаться в начале, в середине или в конце слова. Далее задача усложняется — ребенок тренируется правильно проговаривать чистоговорки, скороговорки, отдельные фразы и простенькие стишки, где по соседству с буквой Р встречаются разные гласные и согласные, влияющие на ее произношение. Таким образом путем многочисленных повторений артикуляционный навык доводится до автоматизма.
Введение корректного звука в речь
На то чтобы окончательно сформировать правильный звук и закрепить новый навык, может потребоваться в среднем 25-40 дней, реже — до двух месяцев. Бывает и так, что коррекционная работа продолжается в течение года.
Чтобы кропотливый труд принес желаемый результат, заниматься с логопедом необходимо не менее двух раз в неделю. В остальное время по рекомендации специалиста тренировки можно продолжать в домашних условиях — чтобы поддержать и закрепить усвоенный «материал».
Что можно сделать в домашних условиях?
Нет комментариев