Тема: «В мире машин и автоматов».
Цель:расширить первоначальные представления детей о воздушном
транспорте знаниями о существовании доныне неизвестных им видах
этого транспорта,дать простейшие понятия об отличительных
характеристиках воздушного транспорта, ввести в круг их знаний новое
понятие«отцентровка».
Задачи:
Обучающие:- обогатить визуальные представления детей о воздушном
транспорте;
-пополнить круг их знаний о воздушном транспорте
информацией осуществовании доныне неизвестного им вида
транспорта;
- научить группировать воздушный транспорт по внешнему
признаку;
Развивающие: - развивать умение находить причинно-следственные
связи;
- развивать понимание трудовых процессов и их
последовательности.
Воспитательные: - вызвать познавательный интерес к миру летательных
аппаратов;
- воспитывать точность и аккуратность в работе с
шаблоном, клееми при вырезании контуров;
- воспитывать бережное отношение к инструментам и
материалам;
Форма занятия по содержанию:техническое творчество;
по способу проведения:занятие-«конкурс»;
по логическому содержанию и характеру познавательной
деятельности:занятие по усвоениюи применению новых
знаний иновых умений.
Форма проведения занятия:
по количеству учащихся - групповая;
по месту проведения – 1-я часть занятия - мини-мастерская,
2-я часть занятия - испытательный полигон;
по форме организации детей – 1-я часть занятия - классно-урочная,
2-я часть занятия - соревнование.
Методы обучения: словесный, наглядный,инструктивно-практический.
Общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный.
Методы по дидактическим задачам:приобретения знаний,
формирования умений и навыков,
применения знаний, практической
деятельности, контроля,
эксперимента.
Используемые приемы обучения:- предъявление
- иллюстрация,
- беседа-викторина,
- демонстрация,
- объяснение,
- показ,
- разъяснение,
- упражнение,
- выполнение работы обучающимися,
- контроль,
- соревнование,
- поощрение.
Структура занятия: 1) организация обучающихся,
выявление отсутствующих;
2)сообщение темы и цели занятия;
3) формирование у обучающихся мотивации к
деятельности по освоению нового материала;
4) освоение обучающимися нового материала;
5) повторение техники безопасности при работе с
ножницами и клеем.
6) первичное закрепление материала (выполнение
обучающимися практической работы);
7) контроль выполненной практической
работы;
8) испытание выполненных моделей на
подготовленной для испытаний площадке
(вторичное закрепление результатов);
9) подведение итогов, поощрение победителей
10)оценивание занятия детьми (обратная связь)
Инструменты и материалы к занятию:
для детей:
- цветной картон - по количеству обучающихся (20 листов);
- заготовки з цветной бумаги - по количеству обучающихся (20 наборов);
- клей - по количеству обучающихся (20 штук);
- шаблоны - по количеству обучающихся (20штук);
- ножницы - по количеству обучающихся (20 штук);
- карандаши простые - по количеству обучающихся (20 штук);
- линейки - по количеству обучающихся (20 штук);
- набор смайликов – по количеству обучающихся (20 штук)
для педагога:
- иллюстрации с изображениями летательных аппаратов;
- образец выполненной модели,
- бланк протокола соревнований,
- картонные медали победителям.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Создаю игровую ситуацию
Педагог.Представьте себе, что мы на одной изтехнических выставок,и нас окружают самые разнообразные аппараты. Но они скрыты от нас, и увидеть мы их сможем только тогда, когда вы отгадаете загадки? Готовы?
Дети. Да!
Педагог. Тогда слушайте внимательно и отгадывайте. Кто догадается не выкрикивает, а поднимает руку и отвечает. Готовы?
Дети. Да!
Педагог. Я по воздуху летаю,
С облаков людей спускаю. (Парашют.)
Вот загадка - словно птица,
Мчится в небе голубом;
Города, моря, границы
У загадки под крылом. (Самолет.)
Он летает, но не птица,.
Он жужжит, но не оса.
Может в воздухе повиснуть.
Как большая стрекоза.
(Вертолет.)
Тучек нет на горизонте.
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился...
(Парашют.)
Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит.
Меж собою говорит. (Самолет.)
Педагог.Молодцы ребята, все загадки разгадали. Так, может быть, и последнюю загадку разгадаете –на выставку какого транспорта мы пришли?
Если дети затрудняются ответить, помогаю наводящими вопросами
Педагог.Когда вы отгадывали загадки, что вы называли?
Скорее всего, дети начнут перечислять отгадки: самолет, вертолет и т.д.
Педагог.Правильно. А к какому виду транспорта все перечисленные вами аппараты относятся?
Если и сейчас ребята не сообразят, то задам вопрос: «Что делают эти аппараты? Каким способом передвигаются?». Услышав ответ: «летают по воздуху», снова задам вопрос: «Так к какому же виду транспорта эти аппараты относятся?»
Дети.К воздушному.
Педагог.Правильно, ребята. К воздушному. Так, может быть ответите теперь – на выставку какого транспорта мы пришли?
Дети.Воздушного!
2. Сообщение темы занятия.
Открываю развешенные на доске иллюстрации воздушного транспорта.
Педагог. Правильно, ребята, мы с вами на выставке летательных аппаратов. Как вы думаете, так с чем же сегодня будет связана тема нашего занятия?
Дети. Своздушным транспортом!
Педагог. Совершенно верно. Тема нашего занятия: «Воздушный транспорт». Говорить мы с вами будем о летательных аппаратах. Вы узнаете о существовании доныне неизвестных вам видов воздушного транспорта, научитесь отличать и группировать воздушный транспорт по его внешнему виду. Узнаете, что такое «отцентровка».
3. Формирование у обучающихся мотивации к деятельности по освоению нового материала;
Но вернемся же на выставку.
Обращаю внимание детей на иллюстрации, развешенные на доске.
Рассмотрите, пожалуйста, эти иллюстрации. Все ли аппараты, которые вы видите, вам знакомы?
4. Освоение обучающимися нового материала.
Указываю на изображения и произношу названия вместе с детьми(обогащаю визуальные представления детей овоздушном транспорте). После каждого названного летательного аппарата
кратко называю его характеристики (знакомлю обучающихся с простейшими понятиями об отличительных
характеристиках воздушного транспорта).
Педагог.
Аэроплан - устаревшее название слова «самолет». В наше время аэропланами называют маленькие самолеты с одним крылом расположенным снизу или сверху самолета, или с двумя и более крыльями расположенными и сверху и снизу самолета.
Автожир - практически самый маленький летательный аппарат, который выполняет 90% сферы применения вертолета и внешне напоминает вертолет.
Самолет-летательный аппарат, имеющий крылья и движущийся с помощью двигателя.
Дельтаплан-это летательный аппарат без мотора, внешне похожий на большого воздушного змея чаще треугольной формы.
Дирижабль - летательный аппарат, с двигателем, в конструкции которого всегда предусмотрена огромная вытянутая оболочка для размещения газа,удерживающего его в воздухе.
Гидроплан - самолёт, способный взлетать и приземляться на водную поверхность, в связи с чем шасси (устройство с колесами, на которые приземляется самолет) оборудовано гигантскими поплавками, по форме напоминающими водные лыжи.
Истребитель-военный самолёт, предназначенный в первую очередь для уничтожения воздушных целей, то есть находящихся в воздухе. Применяется для сопровождения военных и транспортных самолётов.
Парашют- устройство для обеспечения безопасного спуска человека или груза с большой высоты. Основными элементами парашюта являются матерчатый купол в форме зонтика и стропы, сходящиеся вниз к грузу.
Планер- безмоторный летательный аппарат (самолет без мотора)
Параплан - безмоторный сверхлёгкий летательный аппарат («брат» дельтаплана).
Вертолет - летательный аппарат, взлетающий с места (без разгона, как самолет), способный зависать в воздухе,имеющий над кабиной винт.
Воздушный шар-это самый простой воздухоплавательный аппарат. Обычно он состоит из легкого шара, содержащего внутри горячий воздух.
Винтокрыл - летательный аппарат, который взлетает с места, как вертолет за счет расположенных на крыльях определенным образомвинтов, и имеющий крылья, как у самолета, то есть аппарат, совмещающий свойства и самолета, и вертолета.
Педагог.Ребята, а теперь скажите, пожалуйста, есть ли среди летательных аппаратов, представленных на «выставке»,такие, о существовании которых вы не знали, или знали о существовании, но не знали названия, и не представляли себе, как они выглядят?
Дети. Да!
Педагог.Назовем их снова: (показываю и называю вместе с детьми)автожир, гидроплан, параплан, винтокрыл.
Молодцы, ребята! В процессе дальнейшего нашего обучения вы не раз встретитесь с этим видом летательных аппаратов.
Педагог.А теперь подведем итоги.
(Закрепляю новый материал, одновременно учу группировать транспорт по внешнему признаку)
Педагог.Итак, по каким признакам мы отличим воздушный транспорт от любого другого?
Если дети самостоятельно не могут ответить, помогаю наводящими вопросами.
Педагог.Во-первых: все эти технические средства перемещаются где?
Дети.По воздуху.
Педагог. У летательных аппаратов есть что? Что их сразу отличает от любого другого вида транспорта? Посмотрели и увидели – это воздушный транспорт.
Дети.Крылья, винт.
Педагог. А если нет ни крыльев, ни винта, как у парашюта, параплана, воздушного шара, дирижабля, дельтаплана? Как мы узнаем, что они относятся к воздушному транспорту?
Педагог. Во-первых, они, как и весь воздушный транспорт парят в воздухе. Во-вторых, вместо винта у дирижабля и воздушного шара огромный мешок, заполненный составом, удерживающим аппарат в воздухе, для дирижабля – это газ, для шара – это горячий воздух.
Параплану, дельтаплану и парашюту крылья заменяет верхний купол, который удерживает их в воздухе.
Педагог. Повторим. Что заменяет некоторому воздушному транспорту крылья и винт?
Дети. Мешок, заполненный горячим воздухом или газом, и купол.
Педагог. А теперь соберем весь ответ вместе. Так, по каким признакам мы отличим воздушный транспорт от любого другого?
Дети. Весьвоздушный транспорт перемещается по воздуху. Воздушный транспорт имеет либо крылья, либо винт, либо удерживающий в воздухе купол, либо мешок, заполненный горячим воздухом или газом.
Педагог.Правильно. Молодцы!
Педагог.Мы с вами хорошо потрудились, можно и поиграть.
Педагог.Игра называется: «Лишний»
Условия игры:Всем надо встать и выйти из-за столов, но остаться при своем рабочем месте.
Дети встают и рядом с партами.
Педагог.Всем внимание на экран.
Сейчас на экране начнут меняться изображения летательных аппаратов. Все они – летательные аппараты, но один из них не является воздушной техникой, он относится совсем к другому виду техники, хотя и взлетает в воздух. Все вы знаете этот летательный аппарат, но сегодня на занятии мы о нем не говорили. Будьте очень внимательны. Как только на экране появится этот летательный аппарат дружно затопаете ногами.
При появлении других летательных аппаратов, которые являются воздушным транспортом, будете показывать их отличительные характеристики.
У летательного аппарата есть винт – подняли ручки вверх и повращали кистями рук, крылья – развели ручки в стороны и помахали ими, как крылышками, у летательного аппарата купол или мешок – подняли ручки вверх, сцепили пальчики в замок, развернули ладошки вверх, потянулись.
Условия игры ясны? Не забудьте о «лишнем» транспортном средстве, не являющимся воздушным транспортом. Начали!
Провожу физкультминутку. Во время игры дети определяют летательное средство, не являющимся воздушным транспортом.
Педагог. Ребята, вы большие молодцы! Все движения выполняли правильно, летательный аппарат, не являющийся воздушным транспортом, тоже определили правильно. Вы можете присесть и расслабиться на стульчиках, потому что вывыиграли… «путешествие на самолете».
Итак, садитесь поудобнее и «пристегните ремни безопасности», т.е. ручки положите «полочкой» на стол, глазки направьте на экран, и… «полетели».
Демонстрирую мультфильм «Полет на самолете», во время просмотра которого у ребят уходит психическое напряжение, и они снова готовы к творчеству.
Педагог. Наш лайнер совершил посадку. Понравилось вам путешествие? Что понравилось?
Дети рассказывают, что им понравилось, что нового они узнали из мультфильма.
Педагог. Так, значит, вам понравилось путешествие на самолете?Чтобы путешествовать на самолете, что надо иметь, как вы думаете?
Ребята могут высказывать любые предположения.
5. Повторение техники безопасности при работе с ножницами и клеем.
Педагог.Для того, чтобы путешествовать на самолете неплохо бы иметь сам самолет. Догадались, чем будем заниматься?
Дети.Да! Мы будем делать самолет!
Педагог.Да. Сейчас мы с вами будем делать простейший самолет из тонкого картона. Как думаете, с чего начнем.
Ребята высказывают различные предположения. Выслушав их все, педагог обозначает последовательность работы.
Педагог.Сначала вспомним технику безопасности при работе с ножницами и клеем. Итак, работая с ножницами, что мы должны помнить?
Дети.(перечисляют)
- Хранить ножницы в указанном месте в определённом положении.
- При работе внимательно следить за направлением резания.
- Не работать тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
- Не держать ножницы лезвием вверх.
- Не оставлять ножницы с открытыми лезвиями.
- Не резать ножницами на ходу.
- Не подходить к товарищу во время работы.
- Передавать ножницы только закрытыми и кольцами вперёд.
- Во время работы удерживать материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
- При резании поворачиваем бумагу, а не ножницы.
Педагог. Работая с клеемследует помнить...
Дети. (перечисляют)
- Клей наносится только на поверхность изделия.
- Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
- При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
- По окончании работы обязательно вымыть руки.
- При работе с клеем надо пользоваться салфетками.
Педагог.Молодцы, ребята! Усвоили технику безопасной работы с ножницами и клеем.
6. Первичное закрепление материала (выполнение обучающимися практической работы);
Педагог. Теперь мы должны приготовить инструменты и материалы для работы. Итак, положите на край стола: один лист картона,
простой карандаш,
линейку,
ножницы,
клей.
Пока ребята все кладут на край стола, я раздаю им шаблоны.
Педагог.Итак, все для работы у нас на столе. А теперь скажите, конструкторы, с чего вы начнете свою работу?
Правильно – с перенесения контуров шаблона на картон.
Другой вопрос –как вы будете это делать?
Рассказываю и показываю
Педагог. Лист картонасложить пополам цветной стороной внутрь.
Затем шаблон располагаем так, чтобы наружная длинная часть заготовки полностью совпала с линией сгиба картона. Берем в руку карандаш и переводим по шаблону контуры нашего будущего самолетика на картон. Шаблон убираем.
Не разгибая лист картона, вырезаем заготовку по контуру. Обрезки картона сразу убираем с рабочего стола.
Берем линейку. Отгибаем в разные стороны крылья и подкрылки будущему самолетику.
По сгибу склеиваем основу самолетика.
Осталось склеить две передние полоски и обернуть несколько раз вокруг носика самолёта. То, что мы сейчас сделали – утяжелили носик самолетику. Зачем мы это сделали? Для того, чтобы наш самолетик мог летать. При броске тяжелый носик будет лететь вперед и увлекать за собой весь самолетик. Такое действие в техническом языке называется отцентровкой. Все вместе: отцентровка.
Снова убираете обрезки и другой мусор, и уже на чистом столе приступаете к дизайнерскому оформлению вашихсамолетиков.
Раздаю конвертики с цветной бумагой для дизайнерского оформления
По завершению работы, педагог рассматривает получившиеся у ребят самолеты, дает рекомендации по улучшению модели, помогает отстающим. Когда все работы выполнены и предварительно проверены, устраивается выставка работ.
7) Контроль выполненной практической работы;
Педагог.Ребята, вы все очень старались и у вас получились очень симпатичные самолетики. Давайте внимательно на них посмотрим и выберем самый красивый самолетик.
Когда «самый красивый» самолетик выбран, выбирается «самый оригинальный» и «самый аккуратный», затем – два самолетика получают медаль зрительских симпатий.
8) испытание выполненных моделей на подготовленной для испытаний площадке (вторичное закрепление результатов).
Педагог. Ну что ж, первые победители уже определились, но нас ждут еще испытания. Посмотрим, будут ли так же хороши наши победители и в следующих испытаниях – соревнованиях на дальность полета.
Лентами белого скотча обозначается шкала дальности полета и черта старта в школьном коридоре. На момент проведения соревнований по коридору никто не ходит.
Педагог проводит соревнования и оценивает дальность полета, определяет места «первое», «второе», «третье». Проводит награждения.
Педагог. Ну вот и завершено наше соревнование. Прошу всех пройти в класс и занять свои места. Подведем окончательные итоги.
9. Подведение итогов, поощрение победителей.
Педагог. Дорогие ребята, сегодня вы расшириливаши представления о воздушном транспорте знаниями о существовании доныне неизвестных вамвидах этого транспорта, сегодня вы узналиоб отличительных характеристиках воздушного транспорта, вы познакомились с новым понятием «отцентровка». Среди вас определились победители, сделавшие самые красивые самолеты, и победившие в соревновании на дальность полета. Выйдите, пожалуйста, ко мне, наши победители. Поздравляю вас с победой. И – так держать!
А теперь я попрошу выйти ребят, которые сегодня не получили никаких наград. Хочу вам сказать, что вы были очень близки к успеху, но чуть, чуть не доработали. Я уверена, что в следующий раз ваши работы будут такими же хорошими, как те, что были отмечены сегодня. А чтобы и вы в это поверили, я дарю вам эти утешительные медальки «Не вешай нос! И ты победишь».
10. оценивание занятия детьми (обратная связь)
Педагог. На следующем занятии мы продолжим работу по ознакомлению с воздушным транспортом. А сейчас я хочу обратить ваше внимание на ваши столы.
Педагог. Ребята, я раздала вам на столы по три смайлика. А теперь я хочу у вас узнать, понравилось ли вам сегодняшнее занятие. Если «да» - вы показываете вот этот смайлик (показываю какой), если «очень понравилось» - показываете вот этот смайлик (показываю какой), если «не понравилось» – показываете вот этот смайлик(показываю какой).
Дети показывают смайлики.
Педагог. Спасибо, ребята. Занятие закончено. До свидания.
Нет комментариев