Годы написания: 1495 — 1498.
Где находится: храм Санта-Мария-делле Грацие, Милан.
Материалы: фреска.
Размеры: 460 x 880 см.
Одна из самых знаменитых картин Леонардо да Винчи по сути не является таковой. Это своего рода самый масштабный и самый неудачный эксперимент великого итальянского ученого. В конце XV века миланский герцог заказал прославленному художнику расписать стену монастыря за сумму, эквивалент которой сейчас составил бы 700 тысяч долларов.
Предполагалось, что художник будет, как и многие до него, расписывать по сырой штукатурке – после заключительной полировки такая живопись была бы прочной и долговечной. Однако фреска накладывает свои ограничения – помимо специфической манеры нанесения красок (писать требуется сразу и набело, дальнейшие исправления невозможны), для нее пригодны только некоторые пигменты. И то яркость их снижается, «съедаемая» хорошо впитывающей поверхностью.
Для Леонардо, относившегося к авторитетам скептически, до всего доходившего самостоятельно и, видимо, немало этим обстоятельством гордившимся, такие ограничения были невыносимы. С истинно ренессансным размахом он решил отринуть наследие прошлого и переработать весь процесс заново – от состава штукатурки до используемых красок. Результат оказался предсказуем. Красочный слой фрески начал разрушаться уже спустя два десятилетия после окончания работ. Помимо неудачных технических решений, картина пострадала и от времени.
Сначала жители монастыря решили отпилить Христу ноги, сделав в этом месте дверь, а потом бесталанные живописцы, пытаясь подновить живопись, безбожно извратили ее сюжет (например, рука одного из апостолов превратилась в… батон). Здание было затоплено, потом из него устроили сеновал, а во Вторую Мировую в храм попала бомба. К счастью, фреска от нее не пострадала. Неудивительно, что до нашего времени едва-едва дошло 20% от оригинальной живописи.
Интересно, что именно это осыпающееся и время от времени подкрашиваемое изображение долгие годы было самой известной картиной да Винчи – да что там, единственной, доступной простому зрителю. Остальные все находились на хранении у богатых мира сего. Статус кво изменился только с перенесением «Моны Лизы» из опочивальни Наполеона в Лувр.
От остальных двух фресок, созданных да Винчи, до наших дней дошли лишь фрагменты.
5. Прекрасная Ферроньера
Нет комментариев