ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Слов.
🔠Звуковой анализ, в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии), требует специального планомерного обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.
Система работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д.).
Для обучения детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу в детской студии "Малыши - карандаши" используются следующие приёмы, которые можно использовать и дома:
1) выделение первого звука анализируемого слова и придумывание детьми слов на выделенный звук;
2) выделение последнего звука анализируемого слова и придумывание детьми слов с этим звуком:
а) чтобы этот звук был первым в придуманном слове,
б) чтобы этот звук находился в середине слова,
в) чтобы этот звук был последним в слове;
3) подбор слов, начинающихся на определенный звук;
4) подбор слов, заканчивающихся на определенный звук;
5) определение второго звука в слове,придумывание с ним слов:
а) если в слове второй звук гласный,
б) если в слове второй звук согласный;
6) определение третьего звука (гласный и согласный) в слове, придумывание слов, в которых этот звук стоит в начале, в середине, в конце (Маша – шапка, мишка, карандаш; волк – лес, пила, стол);
7) придумывание слов на первый, второй, третий звуки анализируемых слов;
8) придумывание слов из определённого количества звуков:
а) оканчивающихся на гласный звук (луна, окно, игры,
б) оканчивающихся на согласный звук (аквариум, эскалатор, дом);
9) придумывание слов из двух-трёх звуков с называнием их в той последовательности, в какой они следуют в слове;
10) определение количества гласных и согласных звуков в словах, состоящих из трёх, четырёх, пяти звуков; придумывание слов на указанный звук:
а) которые бы начинались со второго гласного звука (лапа – астра, аквариум; аист – индюк, иголка,
б) которые бы начинались со второго согласного звука (гуси – солнце, стол; утка – кукла, кот,
в) которые бы начинались с третьего согласного звука (книга – гуси, гитара);
11) придумывание слов из трёх звуков, в котором второй и третий известны (ом – дом, кот, сом, лом);
12) нахождение одинаковых и разных звуков в словах мак и рак и т. д.
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ:
🎯Перепрыгни через скакалку столько раз, столько звуков в названном слове;
🎯покажи столько пальцев на руке, сколько звуков в анализируемом слове;
🎯пройди столько шагов, сколько согласных звуков в слове "кукла" .
🎯пусть подойдёт к столу тот, в имени которого столько звуков, сколько раз ударили в барабан (3 – Ира, 4 – Саша и т. д.);
🎯игра «Начало слова за тобой» (назови первый звук слов с ак – рак, лак, бак и т. д.)
🎯найди и опусти в «чудесный мешочек» игрушку, в названии которой второй звук гласный у (кукла, жук, Буратино и т. д.);
🎯игра «Конец слова за тобой» (добавь третий звук слова: ма - мак, мал; ко – кот, ком, кол и т. д.)
В результате занятий по звуковому анализу слов совершенствуется не только фонематическое восприятие ребёнка, но и значительно пополняется словарный запас.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев