Праздничное богослужение
Праздник Входа Господня в Иерусалим является Господским
двунадесятым праздником. Однако он не имеет ни предпразднства, ни
попразднства, так как накануне праздника совершается Лазарева
суббота, а на следующий день после торжества начинается Страстная
Седмица.
В этот день не поем воскресных песнопений, не празднуем Воскресение Христово, и надо сказать, что такое построение богослужения подчиняется общим правилам: если двунадесятый Господский праздник попадает на воскресенье, «воскресено ничтоже поем», т.е. воскресенье не празднуется, а только Господский праздник. В каком-то смысле можно сказать, что воскресенье перенесено на субботу Лазареву.
На богослужении звучит тропарь, общий для Лазаревой субботы и Вербного воскресенья:
«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носящее, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне».
А в субботу вечером на Всенощном бдении Входа Господня в Иерусалим к этому тропарю добавляется еще один:
«Спогребшеся Тебе Крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне».
За полиелеем следует величание «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне».
Евангельские чтения Праздника рассказывают о том, как жители города встречали Спасителя, восклицая «осанна!» («спаси же!») и приветствуя Его пальмовыми ветвями. Церковной традицией стало освящение в этот день ваий, то есть побегов. В зависимости от климата растения могут быть разными, но в России верующие чаще всего несут в храм веточки вербы.
На вечернем богослужении после полиелея (торжественной части от начала пения псалмов до чтения канона) священником читается молитва на «благословение ваий», после чего совершается окропление их святой водой.
Освящение вербы происходит также и утром. После Литургии Иоанна Златоуста, впервые за шесть недель совершаемой в воскресный день (на протяжении всей Четыредесятницы по воскресеньям служится Литургия Василия Великого), на молебне вновь звучит молитва на освящение ваий.
Неважно, попала ли на веточку вода и как далеко был праздничный букетик от священника, освящается верба благодатью Святого Духа. В самой же молитве верующие просят у Господа удостоить их с искренней и настоящей радостью встретить грядущую Пасху.
После этого праздничного, наполненного цветочными запахами дня начинается совершенно особый период церковного года – Страстная седмица.
Тропарь праздника, глас 1:
О́бщее воскресе́ние/ пре́жде Твоея́ Стра́сти уверя́я,/ из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же./ Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще,/ Тебе́, Победи́телю сме́рти вопие́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.
Кондак праздника, глас 6:
На престо́ле на Небеси́,/ на жребя́ти на земли́ носи́мый, Христе́ Бо́же,/ А́нгелов хвале́ние/ и дете́й воспева́ние прия́л еси́, зову́щих Ти:// благослове́н еси́, Гряды́й Ада́ма воззва́ти.
___
По материалам сайтов Правмир, журнал ФОМА.
Бог есть Любовь. Православная страничка ВК
Комментарии 3
В суете, сует апрель.
Скоро Пасха- день Великий
И готовятся к нему:
- и Молитвой и Постом,
- скромностью во всех желаньях,
- чистотой везде, во всём.
Припекает солнце землю, дышит та своим теплом, и в предверьи ожиданья так и радуя народ- верба распустила почки.
В храм идёт и стар и млад- неся' ветви осторожно:
- освятить и помолиться,
- и колени преклонить-
к лику Господа, к иконам,
- и прощенья попросить.
Купола горят на солнце,
перезвон далё'ко слышен.
Как красивы переливы,
очищают, наполняют - что/то там внутри тебя:
- и не хочется грустить,
- а любить родных и близких,
- всех простить, к груди прижать,вспомнив Божьи наставленья
(Шевелёва Л.)