Свое название кружевной фарфор получил благодаря легкости и изяществу, а также сходству с настоящим плетёным кружевом.
Самым известным является Дрезденский фарфор. Именно в Дрездене в начале XVIII века и был открыт секрет его изготовления и где начали массово изготавливать статуэтки. В основном это были фигурки балерин, танцовщиц, прекрасных дам в пышных нарядах из тончайшего кружева, галантных кавалеров.
Сам процесс создания таких статуэток выглядел так: кружева погружали в специальную фарфоровую массу, обволакивающую их, затем формировали из них одежду непосредственно на статуэтках и отправляли в печь для обжига. При этом текстильное кружево сгорало и оставалось только фарфоровое. Вначале, из-за того, что температура, при которой мастера проводили обжиг, была недостаточно высокой, кружева получались очень хрупкими и часто ломались даже от простого прикосновения. Поэтому фигурок той поры сохранилось очень мало.
В дальнейшем производители старались усовершенствовать этот процесс, чтобы получать более прочные кружева. Каждый из них пытался найти свой уникальный состав фарфоровой массы и условий обжига, чтобы фарфор получался более прочным. И если кому-то это удавалось, информацию хранили в строжайшем секрете.
Самыми известными производителями кружевных статуэток были завод Фолькштедт (Volkstedt) в Зитцендорфе (год основания 1760 г.) и мануфактура Унтервайсбах (Unterweissbach) в Тюрингии (1882 г.).
В 80-е годы XIX века на заводе Фолькштедт (Volkstedt) начинает работать Антуан Мюллер. При нём завод и начинает выпускать свои знаменитые фирменные кружевные статуэтки.
Во время Великой Отечественной войны завод Volkstedt был разрушен. Но традиции знаменитого завода удалось возродить супругам Саар. Перебравшись в Ирландию, они в 1962 году основали в Дромколлихере графства Лимерик фабрику «Irish Dresden», известную как "Ирландский Дрезден".
В настоящее время при создании "кружевных" статуэток используют настоящие кружева, которые пропитывают фарфоровой массой (у каждого производителя свой секрет специальной массы для пропитки и дальнейшей прочности), а затем ещё влажными прикрепляют к скульптурам. В печах при температуре более 1300 градусов текстильная основа сгорает, а фарфоровое кружево остаётся на века. Цветовая гамма немецкого фарфора насчитывает 8 цветов: салатовый, фиолетовый, синий, голубой, белый, желтый, оранжевый, розовый. Каждая фигурка имеет клеймо, на основании в виде Ирландского клевера, цвет, который обозначает год выпуска.
Германия – не единственная страна, освоившая выпуск великолепных кружевных скульптур. Не отстает от неё и Италия. Здесь, в Неаполе, ещё в 1743 году была основана фарфоровая мануфактура Каподимонте.
Итальянский фарфор отличался от немецкого необычайно тёплым молочным цветом.
В 1980 г. заработало предприятие Порцеллане Принчипе, унаследовавшее традиции Каподимонте. И сейчас статуэтки, выпускаемые итальянскими мастерами, ничем не уступают немецким, а некоторые ценители считают лучшими именно их.
Чаще всего кружевные фарфоровые статуэтки предстают перед нами в виде девочек и девушек, нередко балерин или танцовщиц в пышных, воздушных платьях, которые состоят из тончайшего кружева с мелкими-мелкими дырочками. А специально подобранные нежные цвета, такие как розовый или голубой, делают эти фигурки еще более лёгкими, нежными и невесомыми. За свою уникальность и необычность они высоко ценятся во всем мире.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 34