Автограф нот, написанный Александром Львовым. Фото: Музей русских гимнов
О подробностях создания нового гимна история умалчивает. Известно лишь, что музыку было поручено написать композитору и бывшему адъютанту Бенкендорфа Александру Львову, который в 1833 году сопровождал императора в поездках в Австрию и Пруссию. За музыку брались также Михаил Глинка, Михаил Виельгорский и другие композиторы, но никто не довел работу до конца, а Львову это сделать удалось. Слова гимна императора устраивали, поэтому автором текста остался Василий Жуковский. Для простоты текст был сокращен всего до шести строк и переименован в «Боже, царя храни!», хотя основой для него осталось все то же стихотворение 1815 года.
Любопытно, что музицирование даже не было основным занятием Львова – по образованию он был инженером и спроектировал 16 различных мостов и 3 судопропускных шлюза, а в 1830-х годах заведовал организацией царских поездок и работой охраны императора.
Народное одобрение
-------------------------------
Во время «камерного» исполнения гимна хором Певческой капеллы в сопровождении оркестров лейб-гвардии Преображенского и Измайовского полков дирижировал сам Львов, а в числе слушателей были только императорская семья и Василий Жуковский.
Для широкой публики гимн впервые прозвучал 18 декабря 1833 года в финале большого музыкального спектакля. Зрителей никто не предупреждал, что прозвучит вариант нового гимна, заказанный императором. Николай I хотел узнать, какова будет непосредственная реакция народа на это произведение. Одна из московских газет на следующий день писала: «Сначала слова были пропеты одним актером Бантышевым, потом повторены всем хором. Не могу описать впечатление, которое произвела на зрителей сия национальная песнь; все, и мужчины, и дамы слушали ее стоя; сначала «ура», а потом «форо» загремели в театре когда ее пропели. Разумеется, она была повторена. В четверг, то есть послезавтра, сей спектакль дается опять, потому что большая часть московской публики не могла в первый раз получить билетов».
Понаблюдав за реакцией слушателей, Николай I подписал 31 декабря приказ № 188, которым «Молитва русского народа» под новым названием официально утверждалась в качестве российского государственного гимна. Сотни раз эта мелодия обыгрывалась в художественных произведениях. Например, в 1903 году Умберто Джоржано включил ее в свою оперу «Сибирь», а Петр Чайковский использовал в сочинении № 31 «Славянский марш» и в конце «Торжественной Увертюры 1812 года».
83 года «Боже, царя храни!» оставался гимном Российского государства, пока революция не превратила его в «пережиток империализма». На сорок лет он был предан забвению, пока снова не прозвучал в 1958 году в фильме «Тихий Дон».
Нет комментариев