Первое правило флотоводца — после победы все идут на молебен
15 октября Православная церковь чтит память праведного воина Федора Ушакова. Адмирал, победитель, любимец императрицы, дипломат и праведный христианин — в его жизни было столько ипостасей, что хватило бы на нескольких человек.
Выбор
«Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность оного флота под моим начальством на море… ни одно судно из оного не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался», — писал в 1804 году на исходе своей карьеры адмирал Федор Ушаков. Эта записка — квинтэссенция почти 50 лет службы, итог десятков выигранных сражений и тысяч пройденных морских миль в чинах от мичмана до адмирала.
Еще с детства Ушаков мечтал о море. В селе Бурнаково под Ярославлем, которое принадлежало отцу Федора, проживал старик-крестьянин, пришедший с морской службы. Во флоте старик был пушкарем или, иначе, канониром. В свободное время он садился на завалинке и рассказывал о морях и океанах всем, кто желал его слушать, — и молодому барину в том числе.
Жребий был брошен: в 16 лет Федора отправляют для учебы в Морском кадетском корпусе Петербурга. Там, гардемарином, он совершает первые учебные плавания, а по выпуску — в 1766 году — в чине мичмана его зачисляют в галерный флот на Балтике. Следующие несколько лет Ушаков оттачивает мастерство: он идет в плавание в Скандинавию, участвует в русско-турецкой войне 1768–1774 годов, управляет фрегатом в походе в Средиземное море.
К началу следующей русско-турецкой войны (1787–1791 годы) за плечами Ушакова уже 15 лет плавания, боевой опыт и чин капитана 1 ранга. В его управлении — 66-пушечный линейный корабль «Святой Павел». Впереди война, которая сделает его всенародно известным.
Война
Первое сражение в новой войне Ушакову дало море: 31 августа 1787 года в составе эскадры, вышедшей из Севастополя, «Святой Павел» попал в пятидневный шторм. Корабль лишился двух мачт и был вынужден вернуться в крымскую гавань.
В июне 1788 года русские войска осадили турецкую крепость Очаков. Чтобы не дать туркам получить помощь с моря, наперерез турецкому флоту вышла эскадра под управлением контр-адмирала Марко Войновича. Авангардом эскадры командовал Федор Ушаков. Несмотря на то что русские корабли уступали турецким в численности, враг понес повреждения и отступил — во многом это произошло благодаря маневру Ушакова, который отсек и вынудил выйти из боя флагманский корабль противника. Это столкновение получило название боя под Фидониси — от названия острова в Черном море, близ которого развернулось сражение. Его значение было решающим: до конца войны турки так и не смогли вернуть себе морское господство.
«Действие флота Севастопольского меня много обрадовало, — писала императрица Екатерина II. — Почти невероятно, с какою малою силою Бог помогает бить сильные Турецкие вооружения!» По итогам сражения у Фидониси Федор Ушаков получил чин контр-адмирала. Через год, в июле 1790-го, он вновь проявит себя под Керчью — и вновь благодаря своевременным и смелым маневрам победит противника, силы которого были больше. Тем же летом турки попробуют взять реванш у мыса Тендра недалеко от Гаджибея (современная Одесса). Это будет полный провал — единственным властителем Черного моря в тот год был 45-летний адмирал Ушаков.
Комментарии 1