Нагайка – оружие ограниченной травматичности как принято сейчас говорить. Нагайка Представляла она собой плеть небольшой около 40-45 сантиметров длинной, прикрепленную к деревянной ручке около 35-40 сантиметров длинной. Крепилась плеть к ручке с помощью кольца называемого гайка (есть мнение что отсюда, и произошло название на гайке – нагайка) . На одном конце плеть имела карман, называемый шлепок в который вставлялся свинцовый грузик или пулька для утяжеления удара. Рукоять как правило делалась из твердых пород дерева, часто украшалась серебряной или золотой инкрустацией а на конец одевался серебряный стакан украшенный резьбой или чернением. Иногда рукоять делалась из ноги небольшого животного (козы, лани и тд) тогда на копыто прибивалась маленькая серебряная или золотая подкова. В сложенном виде нагайкой управляли конем для этого на конце рукояти куда крепилась гайка делалась специальная деталь кожа нарезанная опушка . Использовалась нагайка в основном для разгона дебоширов, хулиганов, демонстрантов, усмирения пьяных, защиты от собак или наказания провинившихся. То есть для таких задач, где не стояло цели физического уничтожения противника, а нужно было лишь немного проучить его.
Так же нагайка использовалась для казачьих ритуалов. Когда выбирали атамана уже после избрания, но до того как он взял атаманскую насеку, его обязательно три раза били нагайкой по спине били по настоящему с протягом, а делалось это для того чтоб атаман знал каково это на собственной шкуре. Дело в том, что атаман имел власть выпороть любого кого посчитает провинившимся. После этого атаман благодарил выпоровшего за науку, брал насеку и получал всю полноту власти. Казаки очень любили нагайку разговаривали с ней, даже иногда давали ей поручения, которые она выполняла по мере сил. Всех интересующихся этим вопросом отсылаю к рассказу Лескова Н.С. Ракушанский меламед.
В целом короткое холодное оружие казаков было столь же разнообразно, как и задачи выполняемые казаками. При выборе оружия казаки исходили из необходимостей текущей задачи, которую предстояло решать. Техника владения таким оружием хоть немного разнилась между собой в зависимости от выбранного оружия, но имела общую основу, выработанную постоянными войнами которые вели казаки. Эту основу составляла система перемещений, скруток, сводов, уходов и уклонов от атак противника а также тычков, ударов, уколов, порезов которой казак учился с раннего детства. Учил его в основном дед, потому что он был немощен и уже не мог работать, но прошел большой жизненный путь успешно(потому что дожил до того чтоб стать дедом) поучаствовал во многих боях и накопил солидный опыт, который передавал теперь внукам.
Если деда не оставалось, то казачонка учил его товарищ односум воевавший вместе с дедом, оставшийся в живых. Дальнейшим обучением были игры со сверстниками, все они носили развивающий характер. К примеру, казачонку нужно было проколоть кинжалом небольшой (около одного квадратного сантиметра) листик на кусте, либо сбить нагайкой летящую муху, либо срубить шашкой прутик, воткнутый в землю с насаженной на него папахой таким образом, чтобы, когда прутик будет срублен папаха, упав, оделась на обрубок прутика торчащий из земли. Такие игры развивали ловкость, выносливость, силу и резкость удара учили казака обращаться с любым оружием на практике.
Как таковой централизованной системы обучения боевой техники у казаков не было, каждый старший мог подойти к играющим детям и исправить ошибку, допущенную ими либо показать новый элемент. За счет этого достигалась максимальная эффективность обучения. И владение коротким оружием составляло существенную долю этого обучения. Ведь от умения с ним обращаться напрямую зависела сама жизнь казака.
Культура обращения с оружием является неотъемлемой частью культуры казачества, ведь не зря кинжал является элементом костюма казака. Не умея обращаться с оружием, казак не может считать себя грамотным и культурным. Многое из этой культуры утрачено за годы репрессий, когда казаку запрещалось не то что носить кинжал или шашку, а даже хранить их дома, про нагайку уже, и не говорю. Стоило казаку неосторожно упомянуть о наличии у него таких вещей сразу приходили с обыском, и изымал все холодное оружие, что смогли найти и пускали его под пресс, несмотря на историческую и художественную ценность такого оружия.
Мне попадалось несколько шашек сломанных пополам своими владельцами, которым они достались от дедов, это были кавказские шашки удивительно красивого исполнения с настоящими золингеновскими клинками. Их ломали чтоб сохранить хоть какую то память о дедах, когда уже не было времени спрятать для того чтоб не отдавать в руки сотрудников милиции которые сперва изымали, а потом отправляли их в переплавку. А хозяев соответственно в тюрьму за хранения холодного оружия. Но с реабилитацией казачества как репрессированного народа в 1991 году ситуация изменилась культура оружия постепенно возвращается к казакам, надеюсь эта небольшая статья хоть в какой то мере поможет этому процессу.
Нет комментариев