Один из первых суворовцев вспоминал:
------------------------------------------------------------
«В ноябре 1943 года я с группой кандидатов прибыл в Воронежское суворовское училище. Сам я - блокадник. Повидать и пережить пришлось многое в страшное время ленинградской блокады, но то, что нам пришлось увидеть в Воронеже, потрясло всех нас. 212 дней линия фронта проходила через город, 212 дней и ночей на него рушились бомбы, на улицах рвались снаряды и пули. Страшное зрелище представлял город Воронеж, освобожденный от фашистов, - руина громоздилась на руине...
27 января 1943 года наши войска освободили город, а уже в первой половине ноября в казармы бывшего штрафного батальона царской армии на Придаче прибыли воспитанники первого набора Воронежского СВУ (район Придачи не был занят немцами), 80% преподавателей, отобранных для работы в СВУ, имели высшее или незаконченное высшее образование, 20% учителей приготовительных классов - среднее педагогическое образование.»
Несмотря на острую потребность в офицерских кадрах на фронте, Главное управление кадров НКО направило из действующей армии на различные должности в СВУ необходимое количество офицеров-фронтовиков, имеющих педагогическое образование и опыт работы в школе. Приветствовался также опыт работы или обучение в кадетском корпусе до революции.
До начала учёбы во всех СВУ с руководящим составом училищ, командирами рот, офицерами-воспитателями и старшими преподавателями в Москве были проведены установочные и методические сборы. Для руководства училищами в составе Управления военно-учебными заведениями Красной Армии разрешалось сформировать Отдел суворовских военных училищ.
30 августа в училища был выслан штат:
генерал - 1;
офицеров - 49;
сержантов - 31;
рядовых - 13;
вольнонаёмных - 186 человек.
Должностные оклады руководящего состава были определены в среднем на 25% выше окладов таких же должностных лиц нормальных военных училищ.
В начале сентября 1943 года военно-строительные управления фронтов и округов начали ремонт зданий, предназначенных для расквартирования СВУ, бельевые фабрики приступили к пошиву необычного для них белья и обмундирования для первых суворовцев, с центрального склада Главсанупра в адреса училищ отправили медицинское имущество. Было предусмотрено своевременное обеспечение и всем остальным имуществом, необходимым для быта и учёбы будущих офицеров. Получили училища и подробную инструкцию о наборе воспитанников. Именно так называли тогда первых суворовцев – «воспитанник». (Только через два года воспитанников СВУ стали называть «суворовцами»).
И хотя СВУ появились только в 1943 году, слово «суворовец» существует в русском языке уже более ста лет. До революции, «суворовцами» называли себя кадеты Суворовского кадетского корпуса в Варшаве, основанного в 1899 году. Интересно, что они также носили красные погоны, на которых были нанесены литеры «Сув.» В эмиграции, они основали свое объединение, и выпускали журнал «Суворовцы» вплоть до 1970-х годов.
Большой личный вклад в дело становления первых СВУ внесли начальники училищ: генерал-лейтенант И.Ф. Баринов, генерал-майоры В.В. Баланцев, В.Г. Клементьев, М.Т. Субботин, П.А. Еремин, В.М. Козырев, А.В. Кузьмин, В.А. Визжилин, Г.Т. Зуев, полковник А.И. Нерченко.
В декабре 1943 года каждому училищу в торжественной обстановке было вручено Боевое Красное знамя, День его вручения стал большим праздником и считается днём рождения училища. 1 декабря 1943 года в девяти суворовских военных училищах начались плановые занятия, началась история каждого училища.
Первые «суворовцы»
----------------------------------
Контингент воспитанников СВУ первого набора 1943/44 года состоял не менее чем на 85% из числа детей погибших воинов. Это были мальчики, испытавшие ужасы войны, пережившие бомбёжки и артобстрелы, голод и холод военного лихолетья, бывшие беспризорники и детдомовцы. Были ребята, на глазах которых фашисты расстреляли родителей и родственников.
В СВУ направлялись также и сыны полков, принимавшие участие в боевых действиях, за что многие из них получили ордена и медали.
Так в Харьковское СВУ в числе первых был принят Костя Кравчук, награждённый орденом Боевого Красного Знамени за спасение двух боевых знамён. В это же училище прислали Сергея Николаева. Было ему тогда 12 лет. Родителей убили гитлеровцы. Находясь в партизанском отряде, Сергей заминировал дорогу и взорвал проезжавшую по ней вражескую машину, уничтожив 25 гитлеровцев.
С медалью "За оборону Сталинграда" пришёл во второй класс Харьковского СВУ Петя Сорокин. В этом городе погибли его родители, сам он по мере сил помогал защитникам Сталинграда, был ранен.
Другой защитник Сталинграда Ваня Глухов, сын старшего лейтенанта, поступил в Новочеркасское СВУ. На его груди рядом с медалью за оборону этого города поблескивала медаль "За боевые заслуги". Одиннадцатилетний Коля Мищенко стал учиться в Калининском СВУ. Его родителей немцы расстреляли в 1941 году, а Коля ушёл в отряд белорусских партизан, вместе с которым перешёл линию фронта. Провёл в тыл врага нашу разведгруппу, за что получил медаль "За боевые заслуги".
С правительственной наградой поступил в это училище и Володя Хивзер, который, сражаясь в партизанском отряде, 13 раз ходил в разведку в тыл врага. Впервые сел за парту в младшем приготовительном классе Калининского СВУ Боря Меркушев. В начале войны он жил у бабушки под Ржевом, оказался в оккупации. Отец погиб, защищая Ленинград, а мать погибла при бомбёжке в этом же городе. Вскоре после освобождения нашими войсками деревни, где жил мальчик, умерла его бабушка. Борю подобрали и усыновили бойцы 4-й отдельной штурмовой инженерно-саперной бригады в 1942 году. Так и шёл он боевыми дорогами с сапёрами, пока не отправили его в ноябре 1943 года в суворовское училище. До сих пор вспоминает полковник запаса Меркушев Борис Иванович, как 19 февраля 1946 года начальник училища генерал-майор Еремин перед строем товарищей вручил ему от имени Президиума Верховного Совета СССР медаль "За победу над Германией".
К 1 декабря 1943 года не все училища набрали положенное число учащихся. Остальных присылали во время учёбы из действующей армии, из партизанских отрядов, из разрушенных городов и деревень, из госпиталей...
В 1948 году вышла повесть преподавателя Новочеркасского СВУ Б. Изюмского «Алые погоны», рассказывающая о первых суворовцах. И сегодня можно смело утверждать, что эта книга - одна из лучших русскоязычных книг военно-патриотической тематики. Она выдержала семь изданий. Её с упоением читали мальчишки сороковых, пятидесятых, шестидесятых, семидесятых, восьмидесятых годов. Многих из них она привела в суворовские училища. В 1980 году по повести Б. Изюмского был снят художественный фильм с одноимённым названием.
Первый 1943/1944 учебный год в СВУ, действительно, был очень трудным и для воспитанников и для преподавателей. Во-первых, он был на три месяца короче обычного учебного года. Во-вторых, значительная часть воспитанников 4-го, 3-го, 2-го, 1-го и старшего приготовительного классов имела за период войны пропуски в учёбе от нескольких месяцев до 1,5—2-х лет.
Основной задачей преподавателей СВУ в 1943/1944 учебном году было поднять действительные знания ребят до уровня, требуемого для каждого воспитанника в данном классе. Можно с полной уверенностью сказать, что с этой задачей офицерско-преподавательский состав училищ в основном справился.
«Положение о Суворовских военных училищах»
-----------------------------------------------------------------------
А в это время в Москве была завершена разработка «Положения о Суворовских военных училищах». Несомненно, что составители этого документа, добросовестно следуя Постановлению от 21.08.43 года, основательно проштудировали «Положение о кадетских корпусах» 1886 года. Например, первая статья Положения 1886 г. гласит: «Кадетские корпуса имеют целью доставлять малолетним, предназначенным к военной службе в офицерском звании, и преимущественно сыновьям заслуженных офицеров, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание».
Почти полное текстуальное совпадение в Положении 1943 года: «Суворовские военные училища имеют целью подготовить мальчиков к военной службе, дать им общее среднее образование и соответствующее их предназначению воспитание».
Только вот понятие «воспитание» у Положений различное, соответствующее у каждого духу своего времени.
Согласно «Положению о Суворовских военных училищах», начальник училища пользовался правами командира дивизии, его заместителями были: начальник учебного отдела, начальник политического отдела и начальник материально-технического обеспечения. Совещательным органом при начальнике училища состоял педагогический совет, в который входили: начальник училища (председатель), его заместители, начальник медицинской службы, командиры рот, старшие преподаватели, помощники начальников политического и учебного отделов. Совет рассматривал наиболее важные вопросы обучения и воспитания суворовцев.
В целях улучшения организации учебного процесса, обмена опытом учебно-воспитательной работы по предметам учебного плана в училище создавались предметно-методические комиссии. Предметно-методическая комиссия по военной подготовке и воинскому воспитанию объединяла командиров рот и офицеров-воспитателей. Её возглавлял начальник училища или начальник учебного отдела. В остальных комиссиях работали преподаватели общеобразовательных дисциплин во главе со старшим преподавателем.
Все суворовцы сводились в роты согласно штату. В первой роте были воспитанники двух старших классов - шестого и седьмого. Она состояла из трёх взводов, состоящих из отделений. На должности командиров отделений и заместителей командиров взводов назначались лучшие суворовцы, которым соответственно присваивались звания «вице-сержант» и «старший вице-сержант». Позднее была введена для суворовцев должность старшины роты и звание «вице-старшина».
Остальные роты состояли из учебных отделений. Из числа лучших суворовцев в них назначались старшие учебного отделения.
Тем не менее, руководство взводами первой роты и учебными отделениями младших рот осуществляли офицеры-воспитатели, имевшие помощников из числа сержантов срочной или сверхсрочной службы.
Внутренний порядок в училищах поддерживался на основании «Правил внутреннего распорядка и поведения воспитанников Суворовского военного училища». В отличие от средней школы в учебные планы СВУ были включены геология, психология, военная, строевая и физическая подготовка. На изучение иностранного языка отводилось больше времени, чем в школе. После каждого учебного года проводились лагерные сборы.
В 1944 году по образу и подобию первых СВУ было открыто ещё шесть училищ: Горьковское, Казанское, Куйбышевское, Саратовское, Тамбовское и Тульское. Они были учреждены Постановлением СНК СССР от 21 июня 1944 года. Начальниками этих училищ назначены генерал-майоры К.А. Железняков, В.В. Болознев, генерал-лейтенант Г.Г.Невский, генерал-майоры П.А. Дьяконов, А.А. Куценко, И.С. Хохлов.
Видимо, учитывая опыт 1943 года, училища второй очереди размещались в городах или не подвергавшихся оккупации, или уже частично восстановленных. Война продолжалась, и судьбы ребят, поступивших в эти училища, были как две капли воды похожи на судьбы суворовцев, стоявших в строю первых СВУ.
1944/1945 учебный год уже заканчивали 15 СВУ, в которых обучалось более 7500 воспитанников.
В 1945 году за парты сели и будущие наставники суворовцев - под Москвой, в Хлебникове, открылся Военно-педагогический институт со специальным факультетом подготовки офицеров-воспитателей для суворовских военных училищ.
В этом же году состоялся первый выпуск из суворовских училищ, созданных комиссариатом внутренних дел. Их первые выпускники провели в стенах училища всего лишь два года. В основном они продолжили учёбу в пограничных училищах. Затем охраняли сухопутные и морские границы нашей страны.
СВУ после войны
--------------------------
Обилие военных сирот в первые послевоенные годы способствовало созданию новых военных училищ по образцу суворовских, но не всегда на это хватало средств.
Как подтверждают архивные документы, начальник ГУ К НКО СССР и начальник УВУЗ ГУК НКО СССР обращались в первой половине 1945 года к заместителю наркома обороны СССР генералу армии Н.А. Булганину с предложением открыть к 1 сентября 1945 года ещё шесть суворовских военных училищ в Одессе, Смоленске, Свердловске, в одном из пригородов Ленинграда, в Московской области и на территории Белоруссии. В эти училища планировалось принять три тысячи воспитанников. Руководство ГУК НКО СССР и УВУЗ ГУК НКО СССР мотивировало это предложение тем, что ещё при наборе в 1944 году мальчиков, отцы которых погибли на фронте, кандидатов было около 60 тыс., принято же было только три тысячи ребят, то есть 5% желающих.
Но в 1945 году заместитель наркома обороны СССР разрешил дополнительно набрать лишь 759 мальчиков в старшие приготовительные классы (СПК) и в первые классы существующих суворовских военных училищ. В СПК первых девяти СВУ было направлено 90 мальчиков-югославов.
Из 750 кандидатов были зачислены: в Воронежское и Калининское СВУ по 25 человек, в остальные училища - по 50. Кроме того, в СПК этих девяти училищ были набраны 310 мальчиков в возрасте 9-10 лет, закончивших второй класс школы Наркомпроса.
В первые классы Тамбовского, Горьковского, Казанского, Куйбышевского, Тульского и Саратовского СВУ было зачислено 300 мальчиков в возрасте 10—11 лет, закончивших третий класс школы Наркомпроса. А в первые классы Воронежского и Краснодарского СВУ было направлено по 25 воспитанников воинских частей с подготовкой 3—4 класса школ Наркомпроса в возрасте 11—13 лет (переростки).
В фондах УВУЗ ГУК НКО СССР имеется документ, который показывает, что руководством ГУК НКО СССР и УВУЗ ГУК НКО СССР было разработано предложение разместить в 1946 году ещё 11 СВУ в зданиях, ранее принадлежавших кадетским корпусам России: Нижегородскому, Полоцкому, Киевскому, Иркутскому, Тифлисскому, Псковскому, Ярославскому, Владикавказскому, Сумскому, Симбирскому, Омскому. Но и это предложение осталось нереализованным.
Лишь в 1953 году в Белоруссии было сформировано Минское СВУ.
Год первого выпуска из суворовских училищ НКО стал также и началом экспериментов над ними. Кавказское СВУ с 1948 года реорганизовали в Суворовское офицерское училище. По сути дела, оно объединило два военно-учебных заведения - суворовское и пехотное училища. В 1955 году Ленинградское военное училище им. С.М. Кирова было реорганизовано в Суворовское офицерское училище, такими же суворовскими офицерскими училищами стали Киевское (бывшее Харьковское) и Свердловское.
Эксперимент с Суворовскими офицерскими училищами оказался неудачным. Практика показала нецелесообразность сочетания в одних стенах двух учебных заведений, поэтому в 1958 году все суворовские офицерские училища были реорганизованы в суворовские военные училища. На базе курсантских батальонов этих училищ созданы высшие общевойсковые училища
25 мая 1956 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли Постановление «О порядке приёма в суворовские и нахимовские училища», которое, оказало неблагоприятное воздействие на дальнейшую судьбу суворовских училищ. Некоторые СВУ были расформированы и на их базе были устроены образцово-показательные школы-интернаты. Оставшиеся СВУ были переведены на трёхлетнее обучение, а с 1969 года - на двухлетнее. Долгие годы они оставались основной «кузницей» офицерских кадров для советских вооружённых сил. Выпускники суворовских училищ принимались без экзаменов во все военно-учебные заведения страны, и большинство из них связывало свою судьбу со служением Родине.
Комментарии 3