Третьяков Сергей Михайлович.
1880-е
Это завещание ускорило передачу галереи городу. Павел Михайлович решил, что пора сделать то, что он уже давно задумал. Собрание картин теперь достаточно велико, а вместе с картинами Сергея Михайловича оно уже представляет огромную художественную и материальную ценность — городу Москве будет поднесен действительно богатый дар.
Вскоре началась перевозка собрания картин Сергея Михайловича из пречистенского дома в лаврушинский и подготовка галереи к передаче городу.
Как передавать? Надо было строго учесть, что же у нас собрано. До этого времени у нас никакого каталога и учета не было, только у Павла Михайловича имелась тетрадь, в которой он записывал, когда покупал картину, и тут же ставил цену, которую он уплатил художнику. Но и эта запись была неполной. Он и сам не знал, сколько в галерее картин. Иногда спрашивал об этом меня или Ермилова. Мы тоже учета картин не вели, но знали каждую, потому что каждый день следили за их целостью, дневали и ночевали в галерее. А все-таки, какое количество картин было в галерее, мы не знали.
Уезжая осенью за границу, Павел Михайлович поручил мне составить и подготовить опись всех картин:
— Начните опись но залам,— сказал он,— отметьте, сколько в каждом зале картин и какие именно. Перепишите всю галерею.
Я сказал, что названий некоторых картин у нас нет. Тогда Павел Михайлович передал мне очень много каталогов тех выставок, где он бывал и где покупал картины.
— Тут вы найдете названия картин. Если же не найдете, то после закрытия галереи (то есть после четырех часов) поезжайте к художникам и у них спросите, как называется та или иная картина. И также соберите краткие биографические сведения: где родился художник, где учился, когда выставлял работы и где.
Я так и стал делать. Долго я рылся в каталогах, ездил к московским художникам, получал сведения от авторов картин для первой описи галереи. Когда Третьяков вернулся из-за границы, он сам побывал у некоторых художников, расспрашивал их. Взяв у меня опись, он сравнил ее со своими записями в книгах, кое-что исправил, кое-что добавил, и после передачи галереи городу эта опись была отпечатана вместо каталога — первая опись Третьяковской галереи. В конторе у Третьяковых работал некто Г. И. Дельцов — человек образованный, ведший деловую переписку с заграницей. Павел Михайлович поручил ему окончательное составление описи. По моим черновикам Дельцов сделал рукопись каталога. Третьяков просмотрел, одобрил, и после этого я отнес ее в городскую типографию. Когда же из типографии принесли корректуру, мы смотрели ее уже втроем, причем на моей обязанности лежала главным образом проверка годов рождения и смерти художников и годов написания картин.
Первый каталог вышел в количестве пяти тысяч экземпляров и продавался по десять копеек. Каталог разошелся очень быстро. Через два-три месяца потребовалось новое издание. Заказали его в десяти тысячах экземпляров, и с того времени стали выпускать по три издания в год, ценою по пятнадцать копеек.
Нет комментариев