Великая Отечественная война
-----------------------------------------------
Огромный полководческий талант Рокоссовского полностью раскрылся в Великой войне. Утром 22 июня 1941 г. Константин Константинович поднял свой корпус по боевой тревоге, и совершив многокилометровый марш, с ходу вступил в бой. Начальник оперативного отдела штаба Юго-Западного фронта И. Х. Баграмян вспоминал: «Подходил к концу третий день войны. На Юго-Западном фронте складывалась все более тревожная обстановка. Угроза, в частности, нависла над Луцком, где 15-й механизированный корпус генерала И. И. Карпезо нуждался в срочной поддержке, иначе танковые клинья врага могли рассечь и смять его. Ждали помощи и окруженные врагом вблизи Луцка части 87-й и 124-й стрелковых дивизий. И вот когда мы в штабе фронта ломали голову, как выручить луцкую группировку, туда подоспели главные силы 131-й моторизованной и передовые отряды танковых дивизий 9-го мехкорпуса, которым командовал К.К. Рокоссовский.
Читая его донесение об этом, мы буквально не верили своим глазам. Как это удалось Константину Константиновичу?
Ведь его так называемая моторизованная дивизия могла следовать только... пешком. Оказывается, решительный и инициативный командир корпуса в первый же день войны на свой страх и риск забрал из окружного резерва в Шепетовке все машины — а их было около двухсот, — посадил на них пехоту и комбинированным маршем двинул впереди корпуса. Подход его частей к району Луцка спас положение. Они остановили прорвавшиеся танки противника и оказали этим значительную помощь отходившим в тяжелой обстановке соединениям».
До 11 июля 1941 г. Константин Константинович продолжал командовать 9-м механизированным корпусом на Юго-Западном фронте. Корпус бился с врагом в сражении под Дубно-Луцком-Бродами. Несмотря на нехватку танков и транспорта, войска 9-го мехкорпуса в течение июня — июля 1941 года активной обороной изматывали немецкие войска, отступая только по приказу. За успехи генерал был представлен к 4-му ордену «Красного Знамени».
11 июля 1941 г. назначен командующим 16-й армией на Западном фронте. 17 июля Рокоссовский прибыл в штаб Западного фронта, однако в связи с ухудшением обстановки ему поручено руководство оперативной группой для восстановления положения в районе Смоленска. Рокоссовский с группой офицеров собирал остатки 19-й, 20-й и 16-й армий, выходивших из окружения. Константин Константинович вспоминал: «В короткое время собрали порядочное количество людей. Были здесь пехотинцы, артиллеристы, связисты, саперы, пулеметчики, минометчики, медицинские работники… В нашем распоряжении оказалось немало грузовиков. Они нам очень пригодились. Так началось в процессе боев формирование в районе Ярцево соединения, получившего официальное название «группа генерала Рокоссовского»».
Группа Рокоссовского способствовала в деле освобождения окружённых в районе Смоленска советских армий. 10 августа она была реорганизована в 16-ю армию (второго формирования), а Рокоссовский стал командующим этой армией; 11 сентября 1941 года получил звание генерал-лейтенанта.
Войска под его командованием участвовали в битве под Москвой 1941-1942 гг. В начале Московской битвы основные силы 16-й армии Рокоссовского попали в Вяземский «котёл», однако управление 16-й армии, которое передало войска 19-й армии, уже отвели в тыл. «Новой» 16-й армии Рокоссовского приказали прикрыть Волоколамское направление, при этом Рокоссовскому опять пришлось собирать себе войска. Рокоссовский перехватывал войска на марше; в его распоряжение поступил отдельный курсантский полк, созданный на базе Московского пехотного училища им. Верховного Совета РСФСР, 316-я стрелковая дивизия генерал-майора И. В. Панфилова, 3-й кавалерийский корпус генерал-майора Л. М. Доватора. Эти войска войдут в историю, прославив себя яростными боями с врагом.
Как позднее писал Рокоссовский:
«В связи с прорывом обороны на участке 30-й армии и отхода частей 5-й армии, войска 16-й армии, сражаясь за каждый метр, в жестоких боях были оттеснены к Москве на рубеже: севернее Красная Поляна, Крюково, Истра, и на этом рубеже в жестоких боях окончательно остановили немецкое наступление, а затем перейдя в общее контрнаступление, совместно с другими армиями, проводимое по замыслу товарища Сталина, враг был разбит и отброшен далеко от Москвы».
Стоит отметить, железную волю советского полководца. Он никогда не сомневался в успехе и победе. И эта железная воля передавалась всем его соратникам. При этом он напряженно старался разбить врага ценой наименьших собственных жертв. В тяжелейшем октябре 1941 в беседе с корреспондентом «Красной Звезды» он убежденно говорил: «Воюя под Москвой, надо думать о Берлине. Советские войска обязательно будут в Берлине».
Также Рокоссовский обладал интуицией, фактически даром предвидения. Он почти всегда безошибочно разгадывал намерения противника, упреждал их и, как правило, выходил победителем. Это отмечали многие его современники.
Комментарии 3