С восточной стороны Архиерейского двора стоит двухэтажное каменное здание конца XVII века, называемое сейчас неправильно гостиницей черни. Известно и его другое название: Архиерейская гостиница (вторая половина XIX века). В архивных документах 1864 года оно названо амбарами. Исследование памятника подтверждает его первоначальное назначение для хранения зерна и других запасов.
Здание состоит из 14 почти одинаковых изолированных помещений, из которых семь находятся на первом этаже, где до сих пор сохранились сомкнутые своды. Каждая секция имеет посредине дверной проем, по бокам которого располагается по одному окну. Наружные лопатки соответствуют внутренним поперечным стенам. Лопатка отсутствует только против той поперечной стены, в которой размещается внутристенная лестница ведущая на чердак. К каждой двери второго этажа главного фасада вело отдельное деревянное крыльцо. Задний фасад, выходивший в XVII веке на проезжую улицу, проходившую по восточной оконечности кремлевского холма, не имел никаких проемов и играл роль крепостной стены Архиерейского двора.
Амбары были пристроены к более древнему двухэтажному зданию, разобранному до 1792 года. Но его южная наружная стена сохранилась и является теперь северной торцовой стеной амбаров. К крайнему южному концу главного западного фасада амбаров примыкало еще одно крыльцо, состоявшее из четырех помещений в первом этаже и столько же во втором. В одном из поперечных стен его так же проходила внутристенная лестница на чердак. Это западное крыло было разобрано, как видно из вышеупомянутого плана 1792 года, в конце XVIII века. На плане Архиерейского двора показано, что между Архангельским собором и Консисторским корпусом, кроме колокольни, находилась еще караульная палатка и далее к югу каменные ворота, которые примыкали к Консисторскому корпусу и были одновременно с ним построены.
Ворота вели к Консистории и в конюшенный двор, расположенный дальше к востоку. За зданием Консистории к его торцу примыкали сараи для «разной поклажи», кузницы и бочарная (конца XVII века), сохранившиеся до наших дней. По восточной стороне конюшенного двора располагалась конюшня, построенная тоже в конце XVII века Н. Устиновым, одним из помощников архитектора Я. Бухвостова. К северному торцу конюшни примыкал каретный сарай. Судя по плану 1792 г., все эти здания имели окна только со стороны двора, а наружные стены были почти глухими. Каретный сарай не сохранился, а от конюшни XVII века остался небольшой фрагмент ее южной части. В XIX веке архитектор С.А. Щеткин вместо старой конюшни с каретным сараем построил новую. Однако в настоящее время это здание настолько изменено, что в нем трудно увидеть его первоначальное назначение.
Таков в общих чертах комплекс построек Архиерейского двора, который дошел до нас со значительными утратами каменных сооружений. К концу XVII века уже не было ни одного деревянного здания на его территории. В XIX веке появилось вновь несколько деревянных построек.
Деревянные стены крепости с башнями не сохранились. Последний раз они возобновлялись в 1650-1651 годах под руководством Ефтифия Сытина, а затем Прокопия Елизарова. От Глебовской проездной башни через ров был перекинут дубовый мост, который заканчивался воротами. Фрагмент от белокаменных оснований деревянных стен и башен до сих пор сохранился на северном склоне кремлевского холма напротив старого Успенского собора.
Нет комментариев