Успенский собор во Владимире – это кафедральный собор Владимирской епархии. Он представляет собой выдающийся памятник белокаменного зодчества Руси до татаро-монгольского нашествия. До возвышения Москвы, это был кафедральный храм. Собор внесен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.
Первоначально собор построили в 1158-1160 гг. при великом князе Андрее Боголюбском. В 1161 г. храм был расписан. Успенский собор этого времени представлял собой шестистолпное, трехапсидное здание, которое было построено из белого камня. Длина стороны подкупольного квадрата составлял порядка 6,4 м. Четверик храма оптически воспринимался почти кубическим, его пропорции были довольно изящными, а в наружных формах здания и его интерьерах ощущалась устремлённость вверх. Высота храма составляла 32,3 м, т.е. он был выше Софийских соборов в Новгороде и Киеве. И крестчатые столпы, и стены – довольно тонки, лопатки отвечают столпам. Переход к центральному барабану от подпружных арок был выполнен через тромпы, эта конструкция считается уникальной для Северо-Восточной Руси домонгольской архитектуры.
Успенский собор имел три притвора. Цоколь выглядел как простой непрофилированный отлив. Стены собора пересекались аркатурно-колончатым поясом, над ним – поребрик. Простенки между колонками были украшены фресками. На хоры собора поднимались через лестничную башню, которая примыкала к западному пряслу у северной стены собора.
Храм украшал скульптурный декор зооантропоморфного типа. Фасады были расчленены сложными с коринфскими капителями пилястрами, по горизонтали они разделялись аркатурным фризом на два яруса. В центральных закомарах размещались рельефные композиции. Живопись собора того времени дошла до наших дней лишь фрагментами. Достоверно установлено, что собор в то время был пятиглавым.
После пожара, произошедшего в 1185 г., собор был сильно расширен. К храму пристроили боковые галереи, и он как бы оказался внутри нового собора. Расширилась и алтарная часть, по углам были установлены четыре малые главы. Закомары галерей расположились ниже закомар собора, это придало храму некоторую «ступенчатость». Во время перестройки пробили дополнительные арки, которые должны были обеспечивать единство всего внутреннего пространства собора. Фасады галерей по вертикали членятся пилястрами, завершающиеся плавно вверху закомарами.
Суровость глади внешних стен слегка оживляется рельефами, некоторые из них были перенесены со стен храма Андрея Боголюбского, некоторые выполнены во времена обстройки собора заново. В юго-западном углу древней части собора – фигуры Авраамия и Артемия, фигуры на заиконостасных столпах были расписаны в 1189 г.
В специально созданных в стенах галерей нишах-аркосолиях захоронены многие представители великокняжеского дома Владимира, а также епископы. В северной галерее похоронены строители собора: сам князь Андрей Боголюбский и Всеволод III, его брат.
От фресок Успенского собора до нашего времени дошли лишь фрагменты. В начале 15 в. для росписи храма были приглашены Даниил черный и Андрей Рублев. От росписей этих иконописцев сохранились некоторые изображения крупной композиции «Страшного суда», которая занимала всю западную часть храма и фрагменты изображений в алтарной части храма. Большая часть дошедших до нас фресок выполнена в 19 в.
Крупное обновление собора прошло во второй половине 18 в. Екатерина II, посетив Владимир в 1767 г., дала распоряжение воссоздать великолепие древнего храма. Обновление собора провели в духе времени, основные изменения коснулось иконостаса – на месте рублевского иконостаса установили новый, в стиле барокко.
За 18-19 вв. внешний облик собора претерпел значительные изменения: были растёсаны окна, установлена четырехскатная кровля, сооружены контрфорсы. В 1810 г. рядом с собором соорудили колокольню. В 1862 г. между Успенским собором и колокольней по проекту архитектора Н.А. Артлебена построили Георгиевский придел, слившийся с севера с нижним ярусом колокольни.
В конце 19 в. провели первую научную реставрацию собора. В 1882-1884 гг. были выполнены внутренние работы, в результате которых были открыты фрески А.Рублева. В 1886-1891 гг. собор был отреставрирован снаружи: были восстановлены растёсанные окна, убраны контрфорсы, восстановлено позакомарное покрытие.
В 20 в. собор тоже реставрировался несколько раз. Наиболее крупная и длительная реставрация проводилась в 1970-80 гг.: были позолочены купола, покрыт спецсоставом белый камень, укреплен красочный слой фресок, отрегулирован температурно-влажностный режим.
Сегодня в храме проводятся службы, он открыт как музей.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев