Тема северных конвоев сейчас довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Мы отдаём должное мужеству иностранных моряков, которые, невзирая на опасности, доставляли военные грузы в наши северные порты. Но мало кто знает, что в составе этих конвоев были и советские торговые суда.
Борьба на трассах арктических конвоев была очень жёсткой. К весне 1942 года фашистское командование сосредоточило в Северной Норвегии крупные силы авиации, подводных лодок и надводных кораблей для пресечения поставок вооружения Советскому Союзу. За время войны в советские порты пришло 42 конвоя, в составе которых было 722 транспорта. На переходах погибло 58 транспортов. Силы прикрытия конвоев потопили 27 фашистских подводных лодок, 2 линкора и 3 эсминца, а также сбили большое количество вражеских самолётов. Не менее ожесточённой была борьба и на Северном морском пути, по которому из Сибири и Дальнего востока шли боевые корабли, военно-хозяйственные грузы, а тоже часть поставок из США.
Суровая реальность этих конвоев
-------------------------------------------------
Поразительно, но и в этих, казалось бы совершенно одинаковых условиях ведения боевых действий в Арктике, с предельной наглядностью проявилась разница в отношении к перевозимому грузу русских и иностранных моряков. Для иностранцев война на восточном фронте была не их войной. Там гибли люди, но это были не их родственники и даже не их соотечественники. Поэтому сохранить жизни экипажей транспортов для них было гораздо важнее, чем доставить груз. С любого транспорта, который, пусть даже из-за небольшой неисправности, не мог держать свое место в строю конвоя, тут же снимали экипаж, а транспорт уничтожали. Таково было суровое правило всех конвоев.
В советском корабельном уставе было записано, что экипаж должен бороться за спасение своего судна до последней возможности. Но дело не только в уставе, советские моряки прекрасно знали, как нужен и как дорог их груз для фронта, для страны. Поэтому не только по уставу, а и по велению совести делали все возможное для доставки груза, даже не помышляя о своем спасении. Особенно ярко это проявилось в подвиге экипажа теплохода «Старый большевик». За героизм, проявленный в боях за этот конвой, четыре человека были удостоены звания герой Советского Союза, один из них стал дважды Героем, но, к сожалению, посмертно.
Северные конвои
----------------------------
Во второй половине 1941 года Советский Союз заключил соглашения с Великобританией, США и Канадой о поставках нам на условиях ленд-лиза вооружения, боеприпасов и военной техники. Около четверти всех этих поставок прошло морем по Северному — самому короткому, но и самому опасному маршруту. Конвои формировались в Великобритании и Исландии, а затем шли мимо островов Ян-Майен и Медвежий в Мурманск, Северодвинск и Архангельск. Переход занимал обычно 10-14 суток. Обеспечение безопасности конвоя от порта формирования до порта назначения возлагалось на корабли Великобритании. Восточнее острова Медвежий охранение усиливалось советскими кораблями и авиацией.
Начало пути
--------------------
В тяжелые годы войн суда нашего коммерческого флота всегда использовались для воинских надобностей. История Добровольного флота лучший тому пример Читайте подробнее. Так произошло и на этот раз. Лесовоз «Старый большевик» Мурманского морского пароходства с началом войны был выделен для участия в перевозках воинских грузов в составе союзных конвоев. В конце марта он под командой капитана И. И. Афанасьева прибыл в Нью-Йорк и встал под погрузку боевых самолетов, снарядов, авиабомб, взрывчатых веществ и бочек с бензином. Приняв груз, «Старый большевик» взял курс на Рейкьявик, где формировался конвой «PQ-16». 19 мая конвой вышел в море.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1