При этом легендарный конструктор все-таки видел смысл в постройке ракет – по его мнению, их главным назначением могло стать военное: «Понятно, что ракета, благодаря своим исключительным качествам, т. е. скорости и большому потолку (а значит и большой дальности полета), является очень серьезным оружием. И именно это надо особенно учесть всем интересующимся данной областью, а не беспочвенные пока фантазии о лунных перелетах и рекордах скорости несуществующих ракетных самолетов». Здесь Королёв, по сути, на десятилетия вперед предсказал пути развития вооружений – баллистических и крылатых ракет, хотя, разумеется, в те годы никто и представить не мог разрушительную мощь ядерного оружия.
И все-таки образование в 1933 году Реактивного института, давшее конструкторам признание и возможности, которые ранее они не имели, вдохновило Королёва на продолжение работ. И пусть РП-1 так и не полетел, зато этот аппарат послужил прототипом первой крылатой ракеты 06/I, которая геометрически представляла собой его уменьшенную копию. Двигатель, который был установлен на экспериментальной ракете, был кислородным. Он обеспечивал невысокую тягу — максимум 50 кг. Но сама ракета весила и того меньше — 30 кг.
Ракета взлетала «по-самолетному» — с горизонтальных направляющих. По замыслу Королёва, ракета должны была подниматься по наклонной траектории — примерно под углом 60° к горизонту, а после того, как двигатель выключится, переходить на планирующий полет. Переключение режимов достигалось с помощью полумеханического управляющего устройства, которое по истечении заданного отрезка времени отклоняло рули высоты.
23 мая 1934 года первая крылатая ракета 06/1 поднялась в воздух и совершила удачный полет. Правда, особенной устойчивостью в воздухе она не отличалась — модель 06/1 сумела выполнять фигуры высшего пилотажа, но не по расчетной траектории. Вот почему в последующих моделях пришлось многое доработать. Успех экспериментов изменил отношение Королёва к вопросу о том, когда же человечество выйдет в космос — в докладе «Крылатые ракеты и применение их для полета человека», который он прочитал 2 марта 1935 года на I Всесоюзной конференции по применению ракетных аппаратов для исследования стратосферы, инженер приводит расчеты, который, как он надеялся, пригодятся уже совсем скоро: «Если обратиться к рассмотрению вопроса о количестве людей, которые должны непосредственно участвовать в таком экспериментальном полете, то хотя и было бы желательно иметь двух и даже трех человек, но так как каждый лишний килограмм нагрузки имеет, как мы увидим дальше, исключительное значение, следует для начала остановиться на одном человеке. Таким образом полезная нагрузка крылатой ракеты будет в первом приближении состоять из 80 кг — вес одного человека, 30 кг — вес его снаряжения, итого 110 кг».
В действительности до полета человека в космос оставалось более четверти века — впереди Королёва ждали арест, лагерь, работа в шарашке во время Великой отечественной войны. Да и ракеты, которые доставят в космос первый спутник Земли и первого в истории космонавта, отнюдь не будут крылатыми. И все же эксперименты, который группа Королёва вела в середине 1930-х годов, не прошли даром: достаточно сказать, что они применялись в разработке реактивных ускорителей, позволявших увеличить скорость знаменитых «пешек» — самых массовых пикирующих бомбардировщиков времен войны «Пе-2» — почти на сотню километров в час.
Нет комментариев