Иван Козловский родился 24 марта 1900 года в украинском селе Марьяновка в крестьянской семье. С ранних лет будущий певец занимался с родителями музыкой: отец учил его играть на гармонике, а мать — петь.
Детство Козловского прошло в Киеве, где он учился в церковной школе. В семь лет будущего певца отдали в хор при Михайловском Златоверхом монастыре. Козловский пел и в школьном коллективе. Позднее исполнитель вспоминал: «В школе не только пел в хоре, но и получил право проводить занятия в одной из его групп». На одном из концертов Козловского заметил композитор Александр Кошица. По его предложению исполнитель стал выступать в хоре Троицкого народного дома в Киеве.
Родители Козловского хотели, чтобы после окончания школы он поступил в семинарию и стал священником. Однако вместо этого он по рекомендации Кошицы подал документы в Высший музыкально-драматический институт имени Н. Лысенко (сейчас — Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И.К. Карпенко-Карого). Певец стал студентом вокального класса Елены Муравьевой.
«Муравьева безошибочно определяла, какими гранями должен засверкать тот или иной голос, как помочь ему обрести свою неповторимую форму. <…> Елена Александровна между тем никогда не была диктатором: не заставляла людей петь так, как пела сама. Но если человек сходил с правильной звуковой позиции, всегда могла подсказать, в чем его ошибка»
Иван Козловский, книга воспоминаний «Музыка — радость и боль моя»
В 1920 году Козловский окончил музыкальный институт. Вскоре он записался добровольцем в Красную Армию. Служил певец в инженерной бригаде недалеко от Полтавы. Вместе с другими армейскими музыкантами Козловский участвовал в спектаклях Полтавского оперного театра, давал концерты на фабриках и в колониях для беспризорных. Выступал артист и на сцене Полтавского передвижного музыкально-драматического театра — пел в спектаклях «Наталка Полтавка» и «Вий». Кроме того, Козловский занимался верховой ездой. Его внучка Анна Козловская вспоминала: «Дед с детства любил лошадей. Он хорошо держался на лошадях, умело ими управлял и с удовольствием за ними ухаживал. Свою привязанность к лошадям он пронес через всю жизнь». Однажды артист даже выиграл заезд среди деятелей культуры.
Позднее в газете «Знамя перемен» он писал: «Помимо того, что я пел в опере, приезжал на спектакль верхом на лошади, я же играл и в драматических спектаклях — «Парижская коммуна», например». В Полтаве Козловский впервые исполнил партию Фауста из одноименной оперы Шарля Гуно. Руководство театра пригласило на главную роль начинающего артиста, потому что другие актеры заболели: в городе тогда началась эпидемия испанского гриппа. Спектакль прошел с успехом. Кроме Козловского, в нем играл известный тогда оперный певец Платон Цесевич. По его рекомендации артист получил еще одну крупную роль — Ленского в «Евгении Онегине».
В 1923 году Козловского пригласили в Русскую государственную оперу в Харьков, а еще через год он переехал в Свердловск (сейчас — Екатеринбург). Там он служил в Свердловском Государственном оперном театре имени А.В. Луначарского: исполнял главные партии в операх «Фауст», «Кармен» и «Травиата».
В 1924 году на гастроли в Свердловск приехала труппа Московского Художественного театра. Ее артисты часто бывали на спектаклях с участием Козловского и рассказали о нем Владимиру Немировичу-Данченко. Режиссер пригласил певца уехать с его театром на гастроли в Европу, но Козловский отказался — не хотел разрывать контракт со Свердловским оперным театром. Позднее он вспоминал: «Бывают моменты, когда понимаешь заманчивость предложения, но не можешь его принять».
Уже в 1926 году Ивана Козловского пригласили в Большой театр. Первым спектаклем с его участием стала опера «Травиата» по мотивам романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Постановку посетил режиссер Всеволод Мейерхольд со своей женой Зинаидой Райх. Они познакомились и подружились с Козловским. Спустя несколько лет Мейерхольд пригласил певца сыграть в спектакле «Дама с камелиями». Козловский писал: «Получив письмо Зинаиды Райх, в котором говорилось о предложении Мейерхольда, я очень взволновался и обрадовался». Артисту пришлось отказаться от предложения Мейерхольда из-за загруженности.
В конце 1920-х Козловский стал одним из самых популярных исполнителей Большого театра. Он пел в операх «Евгений Онегин», «Снегурочка», «Любовь к трем апельсинам» и других. Оперная певица Наталья Шпиллер вспоминала: «В середине двадцатых годов в Большом театре появилось новое имя — Иван Семенович Козловский. Тембр голоса, манера пения, актерские данные — все в молодом тогда артисте изобличало ярко выраженную, редкую индивидуальность».
Славу Козловскому принесла постановка «Борис Годунов», в которой он исполнил Юродивого. Всего же у певца было больше тридцати партий в различных операх. Он стал солистом Большого театра. Музыковед Геннадий Голубин писал: «Во всех ролях он был прекрасен <…> Он учитывал и эпоху, и костюм, и манеру поведения на сцене и, конечно, грим <…> Козловский был даровитым драматическим актером».
Выступал Козловский и с концертами народной и эстрадной музыки, пел романсы, арии, религиозные композиции. Нередко артист гастролировал по СССР, в том числе с Государственным джаз-оркестром. Скульптор Сергей Коненков вспоминал: «Слушать пение Ивана Семеновича Козловского поистине большое наслаждение. Его украинские песни мелодичны, полны очарования и вдохновения».
В 1938 году в Москве по инициативе Козловского создали Государственный ансамбль оперы СССР. Певец хотел популяризировать классическую музыку, поэтому в репертуар коллектива вошли адаптированные под массового слушателя партии из опер.
«Наш Ансамбль будет выступать на концертной эстраде. Мы вовсе не собираемся механически переносить оперный спектакль на концертную площадку. Мы стремимся создать новое зрелище, оперу-концерт, сохранив при этом непрерывность действия и его сюжетного развития. <…> Певцы, выступающие в спектакле, должны не только петь, но и пытаться создать образы и жить ими на сцене. <…> Перед участниками спектакля была поставлена трудная задача — без декоративного оформления, без грима, без театральных костюмов постараться создать психологически оправданные образы героев оперы»
Иван Козловский, «Ансамбль оперы Союза ССР» (из книги «Музыка — радость и боль моя»)
Специально для Государственного ансамбля оперы Козловский поставил несколько опер, главные роли в них он исполнил сам. Это были спектакли «Вертер» Жюля Массне, «Орфей и Эвридика» Кристофа Глюка, «Моцарт и Сальери» Николая Римского-Корсакова и другие. В 1941 году за «выдающиеся достижения в области вокально-драматического искусства» артист получил Сталинскую премию первой степени.
Комментарии 1